Поединок двух рыцарей
Эскиз мизансцены. Эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А. А. Блока «Роза и Крест» (Москва, Камерный театр, 1916–1917 (?)). Около 1916–1917
- Бумага, акварель, серебряная краска, бронзовая краска, гуашь, аппликация. 27,8 x 34,5 (вырезан по контуру)
- Рб-23016
Пост. в 1974, дар В. А. Замкова
- Период Первая половина XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
В первые же месяцы Первой мировой <Мухина> возвращается из-за границы в Москву, проходит курсы сестер милосердия и работает в лазаретах вплоть до середины 1918 года. При этом она не оставляет занятий искусством: создает ряд портретов и пронзительный реквием павшим — монументальную композицию «Пьета» (не сохранилась); участвует в оформлении спектакля, делает эскизы декораций и костюмов к постановкам в московском Камерном театре. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 6.
Известно, что после «Фамиры Кифареда» Таиров предполагал поставить в Камерном театре «Розу и Крест» А. А. Блока, но согласия поэта не получил: Блок надеялся увидеть свою драму на сцене Художественного театра*. Однако Мухину это обстоятельство не остановило. Следом за «Ужином шуток» появляются эскизы костюмов к «Розе и Кресту» (РБ-23013-23017, РБ-23083): Бертран, Алиса, Рыцарь в золотом плаще. Вновь, как и для предыдущего спектакля, Мухина делает варианты эскизов в маленьком формате и на больших листах. К последним относятся Рыцарь в золотом плаще (Рб-23083) и Бертран по прозвищу Рыцарь-Несчастье — сторож замка (Международный благотворительный фонд «Константиновский», Петербург). Простота рубленых форм и пластическая мощь этих фигур говорят о «скульптурном» мышлении создателя, об умении достичь выразительности экономными, тщательно выверенными средствами. Юлия Солонович. Мухина и театр // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 21.
* Об этом см.: Блок А. Театр. Л., 1981. С. 489–490.
На обороте паспарту: III, 54
Показать полный текстВсе знают В. И. Мухину — скульптора, автора знаменитой группы «Рабочий и колхозница», но мало кому известны ее театральные работы, тем более что реализован был лишь один из ее театральных замыслов. А между тем природа наделила Мухину всеми качествами, необходимыми для работы в театре, — умением организовать пространство, чувством цвета и ритма, фантазией и изобретательностью. Это, в сочетании с превосходным знанием структуры и пластических возможностей человеческого тела, полученным в процессе обучения в скульптурных мастерских, делало Мухину идеальным театральным художником — художником, о каком мечтали режиссеры-новаторы начала ХХ века. Театр остался лишь эпизодом в творческой биографии Мухиной, как, впрочем, и увлечение конструированием одежды. Эпизодом, но не случайностью. <...> Возможно, как скульптор она была даже более чуткой к специфике сцены, чем многие художники-станковисты, сыгравшие столь заметную роль в развитии театрально-декорационного искусства начала ХХ столетия.
Позднее Мухина не работала ни как театральный художник, ни как модельер, сконцентрировавшись исключительно на скульптуре. Однако нет сомнений, что опыт участия в таировских театральных постановках не был для нее напрасным. Размышления о том, каким должен быть костюм — в театре и в жизни, на живом человеке и в его скульптурном воплощении, — неизменно сопутствовали Мухиной в ее работе. Она не раз касалась этой темы в своих теоретических статьях, заметках, обсуждала ее со знаменитыми русскими модельерами Н. П. Ламановой, Н. С. Макаровой, Е. И. Прибыльской, которые были связаны с Мухиной не только творческими, но и многолетними дружескими отношениями. И в скульптурных произведениях Мухиной «Пламя революции» (1922–1923, ГТГ), «Рабочий и колхозница» (1937) внимательный взгляд обнаружит отзвуки ее ранних «футуристических», заряженных движением и энергией театральных работ. Юлия Солонович. Мухина и театр // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 19, 23.