Эскиз иллюстрации к повести В. В. Бианки «Карабаш»
1928
- Бумага, белила, тушь, литографский карандаш, графитный карандаш. 21,9 x 16,9
- РС-13744
Пост. от Г.М. Васнецовой
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИллюстрация
- Поделиться
Юрия Васнецова совсем нельзя отнести к художникам-натуралистам — он, прежде всего, вошел в историю детской книги как уникальный и своеобразный иллюстратор русской сказки. В его творчестве соединились народные, академические и даже кубистические художественные черты. Рожденный в Вятке, городе, хранящем мотивы ярмарочных кустарных промыслов, он впоследствии перенял опыт ведущих мастеров живописи и графики ленинградской школы, сохранив при этом свой индивидуальный неповторимый стиль. «Совершенно непостижимо, как он, окончив Академию художеств и живя в городе, где есть Эрмитаж и Русский музей, сохранил в искусстве психологию тех мастеров, которые в старину расписывали дуги и прялки»,— говорил о нем художник Владимир Конашевич. Народнолубочный художественный почерк Васнецова вызывал немало споров и критику среди современников.
Тесная дружба с Евгением Чарушиным и Валентином Курдовым предопределила направление его раннего иллюстративного творчества. Одной из первых работ Юрия Васнецова в качестве художника книги стало оформление рассказа Виталия Бианки «Карабаш» 1929 года — искренний, неотшлифованный дебют молодого иллюстратора. Очевидно, что образ Карабаша создан Васнецовым под влиянием творчества Чарушина (друга и соратника по издательству). Такой же «воздушный» мех и стремительность движений четвероного персонажа. Здесь нет никакой стилизации под народное прикладное искусство или фольклорную изобразительную фантазию, характерных для последующих иллюстраций Васнецова. Рассказ о смелом, добром, преданном волкодаве полон трагических обстоятельств, опасностей и бед. Он заботится о своей стае и о маленькой беспризорной хозяйке. Внезапная гибель собаки стала трагедией для девочки, но она сумела спасти одного из щенков Карабаша — это стало ей большим утешением.
Васнецов смягчил литературный драматизм рассказа мягкой графической манерой — глядя на иллюстрации нельзя и предположить, что речь идет о таких страшных событиях. Художник, словно прохожий, наблюдает со стороны — вот Карабаш сцепился с псом Бандитом, вот выхватил бублик у ярмарочного торговца. Даже припадок собачьего бешенства Васнецов передает неэмоционально, отвлеченно — просто какой-то черный пес схватил палку… А ведь Бианки описал эту сцену очень выразительно: «Пес на лету перехватил сучок, переломил, кинулся на обломки, в щепки искрошил их зубами. На него напал припадок неистовой ярости». Возможно, художник не хотел травмировать детей излишней жестокостью некоторых сцен, поэтому передал их довольно отстраненно. Все же это была его первая работа с детской книгой… Ольга Алексеева. «собака – есть изображение друга» // Жизнь замечательных собак. СПб. С. 233.