Юбилей Пушкина в Тифлисе
1988
- Картон, темпера, серебряная краска. 41,5 x 60
- РС-22866
Пост. в 1991 от автора
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Собранию Русского музея принадлежат несколько десятков рисунков известного художника, сценариста, режиссера, кукольника, создателя знаменитого Тбилисского театра марионеток Реваза Габриадзе из серий, посвященных А. С. Пушкину — «Свободу Пушкину!», «Пушкин на Кавказе» и «Пушкин в Тифлисе». К истории возникновения этих рисунков равно причастны два друга — художник Резо Габриадзе и писатель Андрей Битов, вдохновенно сочинявшие новые эпизоды биографии поэта. Согласно неожиданному, но точному определению Андрея Битова, «Пушкин — первый наш не выездной». И писатель попросил своего друга-художника выдать Пушкину необходимую визу, что Габриадзе сделал «с удовольствием и без промедления» и отправил поэта в желанное путешествие. Так появились рисунки из серии «Свободу Пушкину!». В 1988 году был создан лист «Юбилей Пушкина в Тифлисе», через год — серии «Пушкин на Кавказе» и «Пушкин в Тифлисе». Наталья Козырева. «Невыездной» Пушкин // «Он победил и время и пространство...». СПб, 2024. С. 216-217.
Трудно представить, что кто-нибудь умеет так же безудержно и весело импровизировать на бумаге, как Резо Габриадзе — каждый его рисунок как будто фиксирует сам момент сочинения. Импровизация позволяет художнику легко преодолевать условные жанровые границы, находить возможности для более непосредственного нового высказывания. Художник привык мыслить визуальными образами: к своим многочисленным фильмам и спектаклям он всегда рисовал десятки сюжетных вариаций. Его живопись всегда оказывалась напрямую связана со сценарными замыслами, и не случайно каждая композиция была некой заявкой на сценарий. Таков и рисунок из собрания Русского музея «Юбилей Пушкина в Тифлисе», насыщенный множеством увлекательных подробностей, остроумных и затейливых деталей, из которых складывается повествование. Можно допустить, что этот лист также является эскизом к неосуществленному фильму. Там же. С. 217.