Коллекция онлайн

1834, Тобольск – 1882, Москва

Сын дьячка, получивший первый чин

Лист из «Русского художественного альбома». Выпуск I. 1861

  • Бумага, литография. И.: 27 х 31,2; л.: 40,4 х 59,6
  • Гр.-13111

  • Пост. в 1918 из собрания Е. Е. Рейтерна, Петроград


Лист из «Русского художественного альбома». CПб, 1861.

Альбом состоял из трех выпусков, по четыре литографированных рисунка в каждом, напечатанных в литографии Поль Пети. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 344.

В проблеме «Перов–Федотов» несложно выявить слой конкретных совпадений-цитат. Уже «Первый чин» напрашивается на сравнение с федотовским «Свежим кавалером». Но если в интонации диалога-перебранки у Федотова преобладает «легкий смех», по словам Стасова, то эмоциональный строй перовской работы жестче и агрессивнее. Взгляд «коллежского регистратора» устремлен не на тех, кто подобострастно им любуется: он мысленно там, где командуют не служанками, где нет предела своевластию, «ибо нет ничего для начальника обременительнее, как ежели он видит, что пламенности его положены пределы». Это будущий просветитель из салтыковских «господ ташкентцев», таящий в себе туповато-грозный «административный восторг». «Первый чин» и другие «федотовские» произведения Перова, такие как «Дилетант» (1862, ГТГ), «Дворник, сдающий квартиру барыне» (1864-1865, ГТГ), рисунок «В рекрутском присутствии» (1861), в которых главной задачей было «выставлять ярко пошлость жизни» в духе сборников «Физиология Петербурга», не стали его достижениями. Они появляются, когда на смену иронической улыбке приходят боль и сострадание. Леняшин В. А. «Святые шестидесятые» // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 5.

Проницательным, мыслящим художником показал себя Перов и в следующей картине «Первый чин», экспонировавшейся на академической выставке 1860 года под названием «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы, примеряет вицмундир». Создан убедительный, глубоко правдивый образ самодовольного, ограниченного и тщеславного карьериста, из которого «выйдет потом изрядный мошенник и давитель, столп порядка». Здесь нет места для улыбки, возникающей при взгляде на «Свежего кавалера» Федотова (1846, ГТГ). Художник суров и безжалостен к своему герою. «Многие считают г-на Перова подражателем покойного Федотова, но он настолько же ему подражает, насколько, например, в литературе Писемский подражает Гоголю. Оба они натуральной школы, оба ищут русский типов, но между ними все-таки ничего нет общего…», – решительно заявлял поэт Я. Полонский. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 16.

Справа на изображении: В. Перовъ; слева под изображением: В. Перовъ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: