Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
Из путешествия при Российском посольстве в Китай. Лист 30. 1819
- Бумага, офорт раскрашенный. И.:13,0 х 20,2. Д.:18,5 х 25,2. Л.:21,5 х 32,0
- Гр.-585
Пост. в 1918 от Е. Е. Рейтерна
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В путешествие с посольством графа Ю. А. Головкина в Китай летом 1805 года Мартынов, назначенный главным художником <...>, отправился уже зрелым, состоявшимся мастером — ему было 37 лет, уже десять лет как он был удостоен звания академика. <...> Новому путешествию предстояло раскрыть в художнике дарование графика (акварелиста и гравера). До него Мартынов был, прежде всего, живописцем. <...> Именно практические соображения диктовали выбор техники, позволяющей быстро работать в условиях постоянных переездов. Следование натуре, точность и достоверность в фиксации видов, этнографических зарисовках местных народностей, фауны и флоры составляли главное достоинство материалов, привезенных из путешествий и экспедиций. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 5-6.
Вскоре после возвращения, в 1808 году, художник выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии. Одновременно с работой над ней в 1806–1810 годах он исполнил станковые акварели большого формата, а в 1819 году издал альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы». В 1822–1823 вышла в свет еще одна серия, состоящая как из типажных, так и видовых изображений, уже в технике литографии, которую успешно освоил Мартынов в начале 1820-х годов. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 6.
Подробнее о произведениях А.Е.Мартынова по теме «Путешествие от Москвы до Китайской границы»
Альбом рисунков «Типы монгольских племен» (в настоящее время —собрание А. Г. Егорова, Москва)
Альбом состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей. Название «Типы монгольских племен» на первом листе, отражая основное его содержание, отчасти условно. Так, например, в альбом включены акварели, изображающие русских, живущих в Сибири. Рисунки исполнены как на листах альбома, так и вклеены в него; некоторые листы имеют филигрань фирмы «Whatman» и даты 1803 и 1804. Среди них лишь один, «Отдых в юрте» (на котором изображены члены русского посольства), имеет дату — 1806 год. Можно предположить, что альбом был сформирован художником уже в Петербурге и представляет собой своего рода авторский отбор путевых материалов, с акцентом именно на монгольской теме. Альбом отличает разнообразие жанров и техник — типажные и видовые зарисовки; жанровые сценки, исполненные акварелью, гуашью, иногда тушью. Для всех своих гравированных и литографированных изданий, посвященных путешествию, и станковых акварелей Мартынов впоследствии использовал рисунки из этого альбома. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 7.
Маймачен - название китайского торгового поселения во Внешней Монголии (регион в составе империи Цин) в XIX — начале XX века, расположен вблизи русско-монгольской границы, т. н. Маймачен-Кяхтинский, «Монгольская Кяхта» (нынешний Алтан-Булак).