Коллекция онлайн

1768, Санкт-Петербург – 1826, Рим

Приближение русского посольства к Угре

Из путешествия при Российском посольстве в Китай. Лист 52. 1822–1823


В путешествие с посольством графа Ю. А. Головкина в Китай летом 1805 года Мартынов, назначенный главным художником <...>, отправился уже зрелым, состоявшимся мастером — ему было 37 лет, уже десять лет как он был удостоен звания академика. <...> Новому путешествию предстояло раскрыть в художнике дарование графика (акварелиста и гравера). До него Мартынов был, прежде всего, живописцем. <...> Именно практические соображения диктовали выбор техники, позволяющей быстро работать в условиях постоянных переездов. Следование натуре, точность и достоверность в фиксации видов, этнографических зарисовках местных народностей, фауны и флоры составляли главное достоинство материалов, привезенных из путешествий и экспедиций. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 5-6.

Вскоре после возвращения, в 1808 году, художник выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии. Одновременно с работой над ней в 1806–1810 годах он исполнил станковые акварели большого формата, а в 1819 году издал альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы». В 1822–1823 вышла в свет еще одна серия, состоящая как из типажных, так и видовых изображений, уже в технике литографии, которую успешно освоил Мартынов в начале 1820-х годов. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 6.

Подробнее о произведениях А.Е.Мартынова по теме «Путешествие от Москвы до Китайской границы»

Посольству [графа Ю.А.Головкина в Китай в 1805 году] не удалось выполнить свое главное назначение — добиться важных уступок для благоприятного ведения торговли России в этом регионе. <...> Посольский лагерь, простояв несколько месяцев в ожидании, не продвинулся дальше города Урги (современный Улан-Батор). Было принято решение вернуться в Россию. Как дипломатическая миссия посольство потерпело явную неудачу, но как продолжительное путешествие, давшее Мартынову-художнику множество ярких впечатлений, огромное количество натурного материала, который затем на протяжении почти двух десятилетий использовался им в творчестве, эту поездку трудно переоценить. <...> Вскоре после возвращения, в 1808 году, художник выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии.<...>, а в 1819 году издал альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы». В 1822– 1823 вышла в свет еще одна серия, состоящая как из типажных, так и видовых изображений, уже в технике литографии. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 6.

Каждый раз, обращаясь к материалам путешествия, художник искал новую, актуальную форму подачи. Если первая серия гравюр полностью определялась традицией костюмнотипажных зарисовок, идущей от XVIII века, и соответствовала выходившим в это время аналогичным изданиям, то в альбоме видовых офортов в вербальной форме реализовалось важное для эпохи романтизма личностное, эмоциональное переживание ситуации. В сериях, завершающих работу над темой, Мартынов использовал новую технику печати — литографию,  наиболее точно передающую особенности авторской манеры рисования. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 10.

Серия включает 20 литографий. <...> Впервые как серия опубликована и датирована 1822–1824 годами В. А. Наумовым. Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 125.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: