Царица и князь Гвидон на острове
Композиция «Сказка о царе Салтане». 1973
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Зоя Васильевна Пенкина – одна из выдающихся мастериц дымковской игрушки, первая начала лепить многофигурные сюжетные композиции на темы сказок. Композиция «Сказка о царе Салтане» впервые была показана на ее персональной выставке в Русском музее в 1974 году.
Пушкин был ее любимым писателем, она всегда уважительно называла его полным именем, а герои его произведений буквально стали для нее родными. Пенкина была непревзойденной рассказчицей. Герои сказки предстают не просто статичными фигурами, они связаны действием, объединены в соответствии с сюжетом. Для каждого героя придуман свой наряд, цвет одежды. Дядька Черномор с тридцатью тремя витязями, «Пушки с пристани палят», «Белка песенки поет, да орешки все грызет» – это легко узнаваемые группы внутри большой композиции.
Даже второстепенный персонаж – сватья баба Бабариха – активно действует в разных сценах. Это имя Пушкин взял из хорошо известного ему сборника Кирши Данилова «Древние русские стихотворения», из шутливой песни. В сказке ее «нос ужалил богатырь: на носу вскочил волдырь» – и мастерица лепит на лице сватьи огромный нос. Завершает композицию фигура рассказчика, который «мед, пиво пил – и усы лишь обмочил». // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 192.