Женский праздничный костюм «Штофный»
Село Чернуха, Арзамасский уезд, Нижегородская губерния. Вторая половина XIX века
- Шелк, галун, ленты, шнур, золотные нити, блёстки, шитье по карте, узорное ткачество, золотная бахрома, плетение, золотное шитье по карте
- Гр.Б-3780; В-8189; Т-4098; Гр.Б.-3783
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Сарафан и передник
Современная реконструкция
«Штофный» — верхняя одежда
Шелк, галун, ленты, шнур. 113 х 107
Гр.Б-3780
Головной убор — повойник
Шелк, золотные нити, блестки, шитье по карте. 50 х 7
В-8189
Платок
Шелк, узорное ткачество, золотная бахрома. 88 х 75
Т-4098
Пояс
Шелк, плетение, золотное шитье по карте. 4 х 344
ГрБ-3783 ОНИ
На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом медных пуговичек и петлями из шнура. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С. 89.
Повойник — головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетённые в две косы или уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси.
Показать полный текстПовойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он надевался под сороку, кокошник, наметку, и только со второй половине XIX века стал использоваться как самостоятельный головной убор, но и то прикрывался платком. Выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться так в доме при посторонних, а иногда и при домашних, считалось неприличным.
Будничный повойник изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и тому подобных недорогих тканей. Праздничный ‑ из шёлка, атласа, парчи, бархата, кашемира, украшался по очелью и иногда в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, разноцветными шёлковыми ленточками.
Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, околышем, пришитым к нему. Встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени в мелкие складочки. Надетый повойник затягивался сзади тесьмой, вставленной в его нижний край. Он плотно сидел на голове, полностью закрывая волосы женщины.
Платок повязывался поверх повойника разными способами. В будние дни платок, сложенный по диагонали, завязывался на затылке, а его третий конец подбирался под узел или его два конца завязывались под подбородком. В праздничные дни красивый шёлковый платок, сложенный по диагонали или периметру скалывался под подбородком булавкой.
Повойники были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Во второй половине ХIХ века их носили не только крестьянки, но и женщины других сословий из небольших провинциальных городов России. В первые два десятилетия ХХ века повойник с платком стал основным головным убором замужних женщин, вытеснив такие головные уборы как кокошник, сорока. В конце 20-х годов ХХ века он превратился в головной убор пожилых женщин.