Офицер в санях
По мотивам гравюры А. О. Орловского. 1930-е
Памятные даты жизни А. С. Пушкина, отмечавшиеся на государственном уровне: 100-летие со дня его рождения (1899) и трагической гибели (1937) отразились в тематике деревянной игрушки Сергиева Посада и деревни Богородской. <...>
Народная любовь к пушкинскому творчеству выразилась в воплощении поэтических образов в богородской скульптуре последующих десятилетий. Ирония восприятия, чувство справедливости, умение передать живой характер персонажей в лаконичной форме — эти черты, свойственные лучшим произведениям резчиков, созвучны легкости и мудрой простоте пушкинского поэтического слога. Деревянная игрушка // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 187.
Наталья Павловна Колпакова (1902–1994) — доктор филологических наук, член Союза писателей СССР, автор множества работ о песенном и былинном творчестве 1. Ее собрание произведений народного искусства, насчитывающее 202 памятника, было приобретено ГРМ в 1992–1994 годах.
Работая секретарем секции крестьянского искусства при Институте истории искусств, с 1926 года Колпакова принимала участие в фольклорно-этнографических экспедициях по Русскому Северу 2, Уралу и Поволжью. Понимая важность комплексного метода изучения народного искусства, она интересовалась изобразительным и декоративным творчеством носителей и хранителей словесного фольклора. Долбленые солоницы-утицы, плетеные туеса, расписные палащельские ложки, предметы рыболовного промысла, элементы народного костюма жителей Севера были привезены из селений по берегам Пинеги, Мезени, Печоры и с побережья Белого моря в конце 1920-х — начале 1930-х годов.
Большую часть собрания, приобретенного у Колпаковой, составляют деревянные богородские и сергиево-посадские игрушки. Внимание фольклориста к игрушке вполне закономерно: детские игры и обряды были предметом ее научного интереса. Сходство словесного фольклора и творчества резчиков-игрушечников проанализировано ученым в статье 3, где в качестве примеров и иллюстраций она использует собственное собрание. Коллекция представляет разные направления деятельности промысла, разные авторские манеры и творческие поиски богородских мастеров в 1930–1950-е годы 4. Д. С. Нацевская, М. В. Плотникова. Колпакова Наталья Павловна // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 140.
1. О ней см.: Гусев В. Е. Очарованная странница // Живая старина. 1994. № 4. С. 55; Иванова Т. Г. К 100-летию со дня рождения Н. П. Колпаковой // Живая старина. 2002. № 4. С. 33–34; Нацевская Д. С. Экспедиции Н. П. Колпаковой на Русский Север // Страницы истории отечественного искусства. СПб, 2009. Вып. XVII. С. 162–178.
2. Эмоционально яркие и одновременно документально точные дневниковые записи северных экспедиций были изданы в виде очерков: Колпакова Н. П. Сквозь лесную проседь: Памятники старины, быт, художественное творчество в Мезенском и Печорском районах. Архангельск, 1935; Колпакова Н. П. У золотых родников: Записки фольклориста. Л., 1975; СПб, 2002.
3. Колпакова Н. П. Фольклорные образы в богородской игрушке // Фольклор и этнография. Л., 1970. С. 187–201.
4. Плотникова М. В. Богородская игрушка из коллекции Н. П. Колпаковой // Первые бартрамовские чтения. Сергиев Посад, 2004. С. 147–152.