Коллекция онлайн


Образок «Успение Богоматери»

Ростов Ярославской губернии. Первая половина ХIХ века


УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это „Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы“ (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и „Слово Иоанна епископа Солунского“ (списки известны с XIV века), а также „Слова“ Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру „Акафист Успению Богородицы“, который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.

Дробница с изображением „Положения во гроб“ (ОНИ/Р-429) и образок „Успение Богоматери“ созданы ростовскими эмальерами в ХIХ веке, в период расцвета финифтяного промысла. В это время в городе работали более 50 художников разного уровня. Мастера высокого класса быстро ориентировались на вкусы заказчика, овладевали языком нового для них стиля классицизма. Миниатюра „Положение во гроб“, украшавшая дарохранительницу, в композиционном строе близка произведениям академических мастеров, но ее живописные качества не столь совершенны. По-иному написана иконка „Успение Богоматери“. Она сохраняет традиционную схему иконописного образца. Не утруждая себя прописыванием ликов и деталей, художник уделяет особое внимание декоративному решению композиции миниатюры. Валентина Борисова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 316.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: