Образок «Успение Богоматери»
Ростов Ярославской губернии. Первая половина ХIХ века
- Медь, живопись на эмали, металлическая оправа. 6,7 х 6,8
- ОНИ/Р-660
Пост. из собрания Ф. М. Плюшкина
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это „Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы“ (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и „Слово Иоанна епископа Солунского“ (списки известны с XIV века), а также „Слова“ Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру „Акафист Успению Богородицы“, который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.
Дробница с изображением „Положения во гроб“ (ОНИ/Р-429) и образок „Успение Богоматери“ созданы ростовскими эмальерами в ХIХ веке, в период расцвета финифтяного промысла. В это время в городе работали более 50 художников разного уровня. Мастера высокого класса быстро ориентировались на вкусы заказчика, овладевали языком нового для них стиля классицизма. Миниатюра „Положение во гроб“, украшавшая дарохранительницу, в композиционном строе близка произведениям академических мастеров, но ее живописные качества не столь совершенны. По-иному написана иконка „Успение Богоматери“. Она сохраняет традиционную схему иконописного образца. Не утруждая себя прописыванием ликов и деталей, художник уделяет особое внимание декоративному решению композиции миниатюры. Валентина Борисова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 316.