Женский праздничный костюм
Великоустюгский уезд, Вологодская губерния. ХIХ век
- Лён, хлопок, ткачество, пестрядь, браное ткачество, ситец, шерсть, галун, золотное шитье, перламутр, цветные стекла
- Т-6123; Т-2931; Т-78; Т-55; Т-3204; В-6709
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Рубаха
Лен, хлопок, ткачество. 132 х 34
Пост. в 1959 из экспедиции ГРМ в Вологодскую область
Т-2931
Сарафан
Лен, хлопок, пестрядь. 127 х 124
Пост. в 1988 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-6123
Передник
Лен, хлопок, браное ткачество. 87 х 110
Пост. из КМ
Т-78
Косынка
Лен, хлопок, ситец, браное ткачество. 94 х 87
Пост. из КМ
Т-55
Из платков, целиком созданных вручную, наиболее известными являются наплечные косынки (косяки) – один из отличительных элементов великоустюгского женского праздничного наряда. Их носили, заправив концы под лямки сарафана, расправив на спине украшенный ручным ткачеством угол. Наплечные косынки шили из фактурного или гладкого домотканого полотна, декорировали полосами браного и выборного ткачества, оборками из кумача или красного ситца, шерстяными кистями или густой гарусной бахромой. Ковалева Н.И. По местной моде… «Бахрома, «мохры», бахромка // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Материалы XVIII международной научной конференции. – СПб.: ФГБОУВПО «СПБГУТД», 2015. – С. 257–262.
Пояс
Шерсть, ткачество. 6 х 268
Пост. в 1960 из экспедиции ГРМ в Вологодскую область
Т-3204
Головной убор — сборник
Галун, золотное шитье, перламутр, цветные стекла
18 х 25 х 15
Пост. в 1947 через ЛГЗК
В-6709
Головные уборы такого типа — на Севере их называют «сборник», «морхатка», «шамшура» — обычно богато украшаются золотным шитьем, перламутром, но никогда не дополняются золотной бахромой. Скорее всего, таким образом убор «украсили» антиквары или коллекционеры, ранее владевшие этим предметом. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.101.
В Великоустюгском уезде Вологодской губернии просватанные невесты и новобрачные носили уникальный богато украшенный красно-белым орнаментом праздничный наряд. Рукава рубахи сплошь покрыты вытканными красными звездочками, а на переднике такие же узоры могли быть вышиты мельчайшим крестом. Костюм дополняет нарядная домотканая косынка с яркой ситцевой оборкой, которую носили на плечах, заправляя концы за лямки сарафана. Та же нарядная оборка обрамляет огромный передник — самую примечательную часть местного костюма. Под передник повязывали яркий пояс. Его поперечные полоски ярко переливаются всеми цветами радуги. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.117.
Только в Великом Устюге в ручном ткачестве встречаются сюжетные композиции, характерные для народной вышивки и очень редкие для декора одежды. Фигурки людей, грифоны, лошади и птицы украшают подолы и средники передников, рукава рубах, наплечные косынки. Мотив «кавалеры и дамы» – один из излюбленных сюжетов народных лубков, росписи прялок, вышивки на северных полотенцах. Наиболее старыми считаются комплекты костюмов с красным орнаментом на белом фоне, их носили в 1860–1870-х годах. Наряды конца XIX века отличает яркая расцветка: выполненные разноцветным гарусом сюжетные сцены уже располагаются на оранжевом, красном, васильковом фоне. Н.И. Ковалева, М.А. Сорокина. Платки в народном костюме // Платки и шали в России XVIII – начала XXI века в собрании Русского музея: материалы и исследования. – СПб.: Русский музей, 2018. – С. 246.