Коллекция онлайн

Успение Богоматери

Стефан Арефьев. Конец XVI – начало XVII века


Для небольшого моленного образа с изображением "Успения Богоматери" избран достаточно полный иконографический извод. Композиция иконы строго симметрична. В центре представлены лежащая на одре Богоматерь и двенадцать апостолов, разместившихся двумя группами у ее изголовья и в изложии. Согласно тексту "Слова" Иоанна Богослова, у ложа собрались все апостолы – живые и воскрешенные для прощания с Богоматерью. Среди них традиционно выделены образы верховных апостолов. У изголовья изображен апостол Петр с зажженным кадилом. Его приказала возжечь сама Богоматерь, получив известие о скором успении. Петру принадлежит главенствующая роль во всех событиях, связанных с успением Богоматери.

Справа изображен припадающий к ногам Богоматери Иоанн Богослов. В его доме провела последние годы жизни Богоматерь, и ему она передала свои последние распоряжения перед смертью. Рядом выделяется фигура апостола Павла, протягивающего к Богоматери свои покровенные руки. У ложа Богоматери присутствуют также скорбящие жены. В литературных источниках упоминаются три девы, служившие Богоматери, и две вдовицы, которым она завещала свои одежды. Кроме того, эти фигуры олицетворяют лик праведных иерусалимских жен, пришедших поклониться Богоматери.

В центре иконы за ложем изображен сошедший на землю Христос, чтобы благословить Богоматерь и принять ее душу. Славу Христа венчает огненный серафим – носитель божественного очистительного огня. По сообщениям источников, при успении присутствовали первые святители – Дионисий Ареопагит, Тимофей Эфесский, Иероним Афинский и Иаков Иерусалимский, Брат Божий. Слегка увеличенные фигуры двух изображенных святителей призваны передать их отрешенность от земного мира, полную молитвенную сосредоточенность и их особое положение, согласно которому они призваны соединить земное и высшее бытие.

Перед ложем Богоматери изображено "Чудо отсечения рук нечестивого Авфонии". Во время перенесения тела к гробнице для его погребения иудейский священник Авфония вознамерился опрокинуть его, но внезапно явившийся ангел отсек ему руки по локоть. Апостол Петр указал нечестивцу путь к спасению, призвав его уверовать в Христа и Богоматерь. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 45.

Литература, публикации: Kondakov N. P. The Russian Icon. Oxford, 1927. P. 167-168. Pl. LI; Mille anni di cristianesimo nell'arte russa. Icone dall'XI al XX secolo. Aosta, 1997. P. 71. Cat. 19. Fig. P. 70; Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. СПб.; Калининград, 2005. С. 62-63. Ил. 62, 63; Выставка иконописи и художественной старины. Дополнение к каталогу. СПб., 1912. С. 5. N 4; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских "иконных горниц" Строгановых. По материалам советских музеев // Музей 4. М., 1983. С. 54; Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 180-181. Кат. 404. Ил. на с. 181; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 17. Кат. N 2; Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по истории русского искусства. Ч. I. Л., 1928. С. 130; Лихачев Н. П. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. С. 84. Ил. 47; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. II. СПб., 1906. С. 4. N 473; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 45. N 28; Сычев H. П. Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины императора Николая II при Русском музее императора Александра III. Пг., 1916. С. 33; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. N 77


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: