Покров Богоматери
Провинция Новгорода. Начало XVI века
- Дерево, паволока, левкас, темпера. 57,3 х 43,5 х 2,7
- ДРЖ-1205
Пост. в 1913 г. из коллекции Н. П. Лихачева-
Сведения о реставрации:
Пробное раскрытие: Ярыгина И.В. (1971) - Полное раскрытие: Тряпицын К.В. (1991)
Вариант решения темы, получивший широкое распространение в новгородских землях (см. ДРЖ-1557).
Изображен пятиглавый храм, в алтаре которого совершается чудо явления Богоматери "на воздусе". Над ней – ангелы, держащие киноварный покров, а выше – благословляющий Спас. По сторонам – святители и ангелы. Апостолы, Андрей Юродивый с Епифанием созерцают чудо, стоя у закрытых Царских врат. По-видимому, истоки этой иконографии связаны с храмовым образом из церкви Покрова Зверина монастыря в Новгороде, созданным в XIV в. Икону отличает своеобразный колорит – насыщенный зеленый цвет храмового пространства, на котором развернута сцена. Зеленый цвет интерьера храма встречается и в некоторых других иконах, написанных провинциальными иконописцами. Примером может служить икона на тот же сюжет конца XVI – начала XVII в. (ГРМ, ДРЖ-3159). По-видимому, зеленый цвет храмового интерьера символизирует присутствие в церкви Святого Духа, о чем неоднократно упоминается в текстах службы на Покров, где церковь, в которой является Богоматерь, сравнивается с "богонасажденным раем", местом, "напояемым Духом Святым". "Освящается небо, и земля, церковь же светится, и людие вси веселятся". Зеленый цвет, согласно древнерусским представлениям, яляется символом Святого Духа, все оживляющего и оживотворяющего.
В стилистическом решении иконы проявились типичные свойства новгородской школы – активная цветовая моделировка форм, сочетающаяся с обилием графических элементов, подчеркивающих и выявляющих их структуру; яркость цветовых контрастов. Характерна также трактовка ликов, моделированных светлой охрой с яркой подрумянкой. Однако образам иконы присущи некоторая упрощенность и однообразие, говорящие о работе провинциального мастера. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 136.
Выставки: «Реставрационным мастерским Русского музея - 100 лет.». Корпус Бенуа (г. Санкт-Петербург), апрель-июль 2022; ««Лихачевы - уроженцы Казанской губернии на службе Отечеству»!». Государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань)
Состояние сохранности до реставрации:
В верхних углах, по стыку досок и по всему нижнему полю иконы с заходом на средник имелись поздние вставки левкаса под слоем записи. По всей поверхности потертости красочного слоя, наиболее значительные на золоте фона и полях. Просматривались многочисленные поновительские прописки и чинки на местах утрат оригинала. Олифная пленка желтого цвета, тонкая, неравномерная, пятнистая с затеками, сгустками и сседаниями. Под верхним слоем просматривались участки с остатками старой, темной олифы.
Комплекс проведенных мероприятий:
Раскрытие иконы производилось слабым раствором эмульсии (спирт + скипидар); сгустки олифы утоньшались более концентрированным раствором. Участки со старой олифой и записи удалялись под микроскопом микроскальпелем. На вставке по стыку досок оставлены записи, на потертостях и в местах утрат красочного слоя – тонкая пленка олифы. На нижнем поле сохранена поздняя вставка. Утраты вдоль нижнего края и по углам иконы замастикованы и тонированы акварелью. Икона покрыта тонким слоем мастичного лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 29.