Святые царевич Дмитрий и князь Роман Углицкий
Первая четверть ХVII века
- Дерево, доска цельная, две врезные встречные шпонки, паволока, темпера. 29,5 × 22,9 × 2,6
- ДРЖ-2053
Пост. в 1912 в дар от императора Николая II; ранее — в собрании Г. О. Чирикова- Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ: Кесарев Р.А. (1981)
Создание иконы, приписываемой прославленному царскому иконописцу Прокопию Чирину, по-видимому, непосредственно связано с событиями русской истории, происходившими на рубеже XVI и XVII столетий. На ней представлены два русских святых. Царевич Дмитрий (память 15/28 мая, 3/16 июня), сын царя Ивана Грозного и царицы Марии Нагой, после смерти отца был сослан в Углич. В семилетнем возрасте, 15 мая 1591 г. он мученически погиб и был погребен в Спасо-Преображенском соборе. Смерть царевича пресекла царскую династию Рюриковичей. Через 15 лет, в мае 1606 г. его мощи были открыты и торжественно перенесены в Архангельский собор Московского Кремля.
Значительно раньше, в 1285 г., в том же Преображенском храме был похоронен другой углический князь — Роман Владимирович (память 3/16 февраля). Он прославился строительством по всему княжеству многочисленных храмов, щедростью церковных вкладов, помощью бедным и убогим. Его мощи, обретенные в 1485 г., творили исцеления и чудеса, которые особенно часто стали повторяться после убиения царевича Дмитрия, что послужило поводом для написания жития и службы святому князу.
Фигуры святых зеркально повторяют друг друга, в их руках нет крестов — знаков мученичества. Их воздетые руки и обращенные к образу Богоматери лики выражают вневременное молитвенное предстояние воплотившемуся Спасителю и надежду на заступничество Девы Марии. Святость князей подчеркнута драгоценностью их одежд, затканных изысканными узорами, каменьями и жемчугом. Кроме того, создавая икону, мастер знал, что ее «драгоценность» усилит серебряная орнаментированная басма, положенная по фону и полям. Живопись иконы сохранила всю свою изысканность, басма со временем была утрачена.
Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 219.
Показать полный текст1606 году по инициативе царя Василия Шуйского состоялось церковное прославление царевича Дмитрия Ивановича. Он был причислен к лику святых как мученик, погибший от рук убийц. Тело царевича положили в Архангельском соборе. Современниками он воспринимался как покровитель русских князей, «необоримый» хранитель русского государства. С его фигурой связывали идеи необходимости всенародного покаяния и единства Руси. Сразу после канонизации образы святого Димитрия-царевича стали рассылать в разные районы страны, защищавшие ее границы. В ХVII столетии царевич-мученик сделался одним из самых почитаемых русских святых. Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 13.
Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович) (1582, Москва — 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Со смертью младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, вызвавшей долгий политический кризис, связано много загадок и легенд. Самой популярной из них является версия об его умышленном убийстве. Дмитрий погиб в Угличе 15 мая 1591 года. В этот день, по свидетельству очевидцев, он играл в «тычку»: бросал заостренный нож в землю. Внезапно у него начался приступ «черной немочи», то есть эпилепсии, и царевич или упал на нож, или им «покололся». Рядом с Дмитрием в этот момент были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Услышав крики, во двор выбежала царица и увидела своего единственного сына мертвым. Следственная комиссия, присланная Годуновым, в которую входил будущий царь князь Василий Шуйский, установила смерть от несчастного случая. Трагическая смерть царевича Дмитрия была интерпретирована народной молвой как убийство, совершенное по наущению Бориса Годунова с целью расчистить себе путь к трону. Это событие, по сути, положило начало Смутному времени и вызвало появление «лжедмитриев».
На тыльной стороне под верхней шпонкой: Василья Егор… (ХIХ в.) и более ранняя неразборчивая надпись.
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981 Р. А. Кесаревым.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Fannina Halle. Ikonen aus dem ehemaligen Museum Kaiser Alexander III in St.-Petersburg. Leipzig. 1924. S. 12, Taf. 3; Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Ed. by R. Grierson. Intercultura, 1993. P. 280-282. Cat. 86; Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 235-236. Cat. 41; Kondakov N. P. The Russian Icon. Oxford, 1927. P. 172, pl. LIV; Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 99; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 59. Кат. 44; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1929. Т. 4. С. 352; Т. 1. Табл. LXIII; Отчет Русского музея императора Александра III за 1912 год. СПб., 1914. С. 50; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 219. N 137