Святые царевич Дмитрий и князь Роман Углицкий
Первая четверть ХVII века
- Дерево, доска цельная, две врезные встречные шпонки, паволока, темпера. 29,5 × 22,9 × 2,6
- ДРЖ-2053
Пост. в 1912 в дар от императора Николая II; ранее — в собрании Г. О. Чирикова- Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ: Кесарев Р.А. (1981)
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
1606 году по инициативе царя Василия Шуйского состоялось церковное прославление царевича Дмитрия Ивановича. Он был причислен к лику святых как мученик, погибший от рук убийц. Тело царевича положили в Архангельском соборе. Современниками он воспринимался как покровитель русских князей, «необоримый» хранитель русского государства. С его фигурой связывали идеи необходимости всенародного покаяния и единства Руси. Сразу после канонизации образы святого Димитрия-царевича стали рассылать в разные районы страны, защищавшие ее границы. В ХVII столетии царевич-мученик сделался одним из самых почитаемых русских святых.
Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 13.
Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович), (1582, Москва — 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Со смертью младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, вызвавшей долгий политический кризис, связано много загадок и легенд. Самой популярной из них является версия об его умышленном убийстве. Дмитрий погиб в Угличе 15 мая 1591 года. В этот день, по свидетельству очевидцев, он играл в «тычку»: бросал заостренный нож в землю. Внезапно у него начался приступ «черной немочи», то есть эпилепсии, и царевич или упал на нож, или им «покололся». Рядом с Дмитрием в этот момент были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Услышав крики, во двор выбежала царица и увидела своего единственного сына мертвым. Следственная комиссия, присланная Годуновым, в которую входил будущий царь князь Василий Шуйский, установила смерть от несчастного случая. Трагическая смерть царевича Дмитрия была интерпретирована народной молвой как убийство, совершенное по наущению Бориса Годунова с целью расчистить себе путь к трону. Это событие, по сути, положило начало Смутному времени и вызвало появление «лжедмитриев».
На тыльной стороне под верхней шпонкой: Василья Егор… (ХIХ в.) и более ранняя неразборчивая надпись.
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981 Р. А. Кесаревым.