Коллекция онлайн

?, Новгород — около 1628, Москва

Святые царевич Дмитрий и князь Роман Углицкий

Первая четверть ХVII века


Создание иконы, приписываемой прославленному царскому иконописцу Прокопию Чирину, по-видимому, непосредственно связано с событиями русской истории, происходившими на рубеже XVI и XVII столетий. На ней представлены два русских святых. Царевич Дмитрий (память 15/28 мая, 3/16 июня), сын царя Ивана Грозного и царицы Марии Нагой, после смерти отца был сослан в Углич. В семилетнем возрасте, 15 мая 1591 г. он мученически погиб и был погребен в Спасо-Преображенском соборе. Смерть царевича пресекла царскую династию Рюриковичей. Через 15 лет, в мае 1606 г. его мощи были открыты и торжественно перенесены в Архангельский собор Московского Кремля.

Значительно раньше, в 1285 г., в том же Преображенском храме был похоронен другой углический князь — Роман Владимирович (память 3/16 февраля). Он прославился строительством по всему княжеству многочисленных храмов, щедростью церковных вкладов, помощью бедным и убогим. Его мощи, обретенные в 1485 г., творили исцеления и чудеса, которые особенно часто стали повторяться после убиения царевича Дмитрия, что послужило поводом для написания жития и службы святому князу.

Фигуры святых зеркально повторяют друг друга, в их руках нет крестов — знаков мученичества. Их воздетые руки и обращенные к образу Богоматери лики выражают вневременное молитвенное предстояние воплотившемуся Спасителю и надежду на заступничество Девы Марии. Святость князей подчеркнута драгоценностью их одежд, затканных изысканными узорами, каменьями и жемчугом. Кроме того, создавая икону, мастер знал, что ее «драгоценность» усилит серебряная орнаментированная басма, положенная по фону и полям. Живопись иконы сохранила всю свою изысканность, басма со временем была утрачена.

Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 219.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

1606 году по инициативе царя Василия Шуйского состоялось церковное прославление царевича Дмитрия Ивановича. Он был причислен к лику святых как мученик, погибший от рук убийц. Тело царевича положили в Архангельском соборе. Современниками он воспринимался как покровитель русских князей, «необоримый» хранитель русского государства. С его фигурой связывали идеи необходимости всенародного покаяния и единства Руси. Сразу после канонизации образы святого Димитрия-царевича стали рассылать в разные районы страны, защищавшие ее границы. В ХVII столетии царевич-мученик сделался одним из самых почитаемых русских святых. Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 13.

Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович) (1582, Москва — 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Со смертью младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, вызвавшей долгий политический кризис, связано много загадок и легенд. Самой популярной из них является версия об его умышленном убийстве. Дмитрий погиб в Угличе 15 мая 1591 года. В этот день, по свидетельству очевидцев, он играл в «тычку»: бросал заостренный нож в землю. Внезапно у него начался приступ «черной немочи», то есть эпилепсии, и царевич или упал на нож, или им «покололся». Рядом с Дмитрием в этот момент были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Услышав крики, во двор выбежала царица и увидела своего единственного сына мертвым. Следственная комиссия, присланная Годуновым, в которую входил будущий царь князь Василий Шуйский, установила смерть от несчастного случая. Трагическая смерть царевича Дмитрия была интерпретирована народной молвой как убийство, совершенное по наущению Бориса Годунова с целью расчистить себе путь к трону. Это событие, по сути, положило начало Смутному времени и вызвало появление «лжедмитриев».

На тыльной стороне под верхней шпонкой: Василья Егор… (ХIХ в.) и более ранняя неразборчивая надпись.

Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981 Р. А. Кесаревым.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Fannina Halle. Ikonen aus dem ehemaligen Museum Kaiser Alexander III in St.-Petersburg. Leipzig. 1924. S. 12, Taf. 3; Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Ed. by R. Grierson. Intercultura, 1993. P. 280-282. Cat. 86; Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 235-236. Cat. 41; Kondakov N. P. The Russian Icon. Oxford, 1927. P. 172, pl. LIV; Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 99; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 59. Кат. 44; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1929. Т. 4. С. 352; Т. 1. Табл. LXIII; Отчет Русского музея императора Александра III за 1912 год. СПб., 1914. С. 50; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 219. N 137


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: