Богоматерь Одигитрия
Византия (?). Конец XIV – начало XV века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Икона редкой иконографии, что определяется прежде всего характером изображения младенца Христа, повернувшегося к Матери и словно вкладывающего благословляющую руку в Ее ладонь. Голова Марии чуть склонена к Сыну. Подобный тип Одигитрии, сближающийся с иконографией «Умиления», имеет давние истоки в искусстве Византии X–XII веков и восходит к константинопольской иконе «Богоматерь Перивлепта». Икону отличают характерные для палеологовской живописи лирический строй образов, гармоничная согласованность всех элементов композиции, построенной на ритмических повторах. Образное решение носит камерный характер. В юном нежном облике Богоматери, обращенной к младенцу, в Ее тонком лике с узкой полоской алых губ, в подчеркнуто детских чертах Младенца заключена глубокая эмоциональность, почти пронзительное чувство. Искусство мастера отмечено яркой индивидуальностью. Оно принадлежит живописному направлению византийской живописи последней четверти XIV — начала XV века; не находя себе прямых аналогий, оно несет, тем не менее, его отличительные особенности. Не исключено, что своеобразие художественного решения иконы явилось следствием создания ее греческим художником, но на русской почве, скорее всего московской. Татьяна Вилинбахова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 62.
На полях и фоне — серебряный позолоченный сборный басменный оклад XVI века, венчики – начало XV века.
На верхнем поле помещен «Деисус», в верхнем углу — изображения Иоакима и Анны в молении. На боковых полях — парные изображения московских митрополитов Петра и Алексия, мучеников Георгия и Дмитрия, Василия Исповедника и Никиты, преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского, Германа и Никона, святителя Леонтия Ростовского и архидиакона Стефана. На нижнем поле — полуфигуры мучеников Козьмы и Дамиана, Григория, Мины, Параскевы и Екатерины. В нижних углах — евангелисты Лука и Марк. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 151.
Литература, публикации: Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Ed. by R. Grierson. Intercultura, 1993. P. 170-172. Cat. 46; Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 181-182. Cat. 1. Il. p. 60; Золотая кладовая Русского музея. К 100-летию музея 1898-1998. СПб., 1998. С. 199. Кат. 90. Ил. 82; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. СПб., 2000. С. 62. № 38; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. C. 151. № 84. Ил. на с. 150; Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 52