Коллекция онлайн

«Не рыдай, Мене, Мати…» со Спасом Нерукотворным и святыми

XVII век, записи XIX века

  • Дерево, темпера. 93 х 81 х 3
  • ДРЖ-2073

  • Пост.: 1928 из историко-бытового отдела ГРМ


О сюжете, иконографии и содержании образа см. ДРЖ-1016

Особенностью данной композиции является введение фигур святых – небесных патронов заказчиков произведения – на поле средника. Этим еще более усиливается литургический смысл иконы и подчеркивается ее назначение как поминальной, на что намекает и необычно вытянутая форма большого гроба. Особое значение имеет на иконе образ Богоматери. В отличие от композиции ДРЖ-1016, Богоматерь не предстоит мертвому телу Христа, как в сценах "Распятия", а обнимает его, как на иконах "Положение во гроб". Однако образ соотносится не только со словами канона Симеона Логофета "О распятии Господа и плаче Богородицы" (см. ДРЖ-2083), но и со службой Святой Недели, когда преобладает тема брака Бога с человечеством. В древности иконы с таким изображением выносили во время торжественных процессий в сопровождении тропаря "Вот жених приходит в полночь" и каждый верующий подходил для их целования. Богоматерь, как олицетворение Церкви, обнимая Сына и сливаясь с ним, идентифицируется с его жертвой. Это образ крестной любви Христа и Церкви, когда жених приходит омыть невесту в своей крови и приготовить для нее свадебный пир Агнца. Поэтому образ гроба становится и символом брачного ложа Царя и Царицы и символом трапезы, на которую сзываются все верные. Вечными соучастниками евхаристической трапезы с Богом становятся и расположенные над гробом святые – небесные патроны заказчиков, постоянно молящие Господа о душах опекаемых ими людей. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 111.

Подобные композиции получили широкое распространение в русском искусстве XVI—XVII вв. Сцена не соответствует ни одному из канонических текстов: мертвая фигура Христа указывает на его реальную смерть, но она изображена вертикально и не пригвожденной к кресту. Особенностью данной композиции является введение фигур святых — небесных патронов заказчиков произведения — на поле средника. Этим еще более усиливается литургический смысл иконы и подчеркивается ее назначение как поминальной, на что намекает и необычно вытянутая форма большого гроба. Особое значение имеет на иконе образ Богоматери, которая не предстоит мертвому телу Христа, как в сценах «Распятия», а обнимает его, как на иконах «Положение во гроб». В древности иконы с таким изображением выносили во время торжественных процессий в сопровождении тропаря «Вот жених приходит в полночь» и каждый верующий подходил для их целования. Богоматерь, как олицетворение Церкви, обнимая Сына и сливаясь с ним, идентифицируется с его жертвой. Это образ крестной любви Христа и Церкви, когда жених приходит омыть невесту в своей крови и приготовить для нее свадебный пир Агнца. Поэтому образ гроба становится и символом брачного ложа Царя и Царицы, и символом трапезы, на которую сзываются все верные.
Вечными соучастниками евхаристической трапезы с Богом становятся и расположенные над гробом святые — небесные патроны заказчиков, постоянно молящие Господа о душах опекаемых ими людей.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: