Коллекция онлайн

Богоматерь Знамение, с Чудом от иконы «Знамение» в Новгороде

Середина XVIII века


1. "Новгоро(д)цы же совўщавшеся послаша. наДвину. данника своего. дани собирати"
2. "Посемъ кн(я)зь Андрей наярость болма под визася иповеле собра. силу велику. о(т) различны странъ"
3. "Человўцы же Новаграда слышавше силу велику грядущую нанихъ бяху въскорби велицўй"
4. "С(вя)тўйшему архiеп(ис)к(о)пу Iванну стояшу iмолящуся Б(о)гу сослеза ми ипредчестнымъ образомъ Господа нашего Iис(у)са Хр(ис)та"
5. "Чудныйже той архiеп(ис)к(о)пъ Iваннъ яко оуслыша гласъ и паки оутру бывшу созва соборъ и повўда имъ бывшiй гласъ"
6. "Посемъ св(яти)т(е)ль посла протодiакона снародомъ принести честную ону икону насоборъ"
7. "Св(яти)т(е)ль же иде сотщанiемъ совсўмъ соборомъ и пришедъ вцерковь палъ наколўна"
8. "И даде двўма дiакономъ, самже снародомъ послўдовавше молебную службу"
9. "Ипосемъ вознесоша честную икону противу ратныхъ людей назабрало града ибысть часъ шесты(и) иначаша болми ратоватися ипустивше стрўлыяко дождь"
10. "Ивтомъ часў покрыи ихъ тма иначаша другъ друга насмерть предавати"
11. "Новгор(о)дцы же начаша созидати храмъ Пр(есвя)тыя Б(огороди)цы"
12. "И посемъ совершися храмъ ивнесоша честную икону вцерковь исовершиша молебное пўнiе".

В надписях к клеймам цитируется поздний текст, созданный на основе средневековых сочинений, посвященных чуду от иконы "Богоматерь Знамение" ("Сказания", "Похвалы" и "Воспоминания о Знамении").

В отличие от древних икон на этот сюжет (кат. 133), где все действие разворачивается в трех регистрах, на иконе XVIII в. изображение разделено на двенадцать отдельных композиций, что позволило проиллюстрировать событие более "многоречиво". Включены эпизоды, предшествовавшие самому чуду (сражение при сборе дани в двинских землях – клеймо 1; снаряжение рати Андреем Боголюбским – в клейме 2), а также более позднего времени – построение в Новгороде церкви в честь иконы (клейма 11 и 12). Достаточно конкретные признаки реальной топографии древнего Новгорода, присутствующие в произведении средневекового мастера, в поздней иконе заменены изображениями фантастического града и шатров осаждающего войска, то есть мотивами, почерпнутыми, как и сами сцены битв, из гравюр с произведений западноевропейских художников XVI–XVII вв. В то же время, в икону введены некоторые мотивы, обусловленные непосредственными наблюдениями. Так, в клейме 9 икона Богоматери на городской стене показана обернувшейся к Новгороду, и на ее тыльной стороне, обращенной к "сопротивным", можно увидеть врезные встречные шпонки, скрепляющие ее доски. В клейме 6 обращает на себя внимание изображение резного позолоченного кронштейна, поддерживающего икону Богоматери; подобную деталь убранства легко себе представить в дворцовом интерьере середины XVIII столетия.

Пышные картуши, обрамляющие средник и каждое из клейм, как бы имитируют позолоченную резьбу барочного иконостаса или киота. Они особенно декоративны в сочетании с голубым фоном иконы, и благодаря им икона вписывалась в барочное оформление церковного интерьера времен Растрелли. Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 215.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: