Коллекция Государственного Русского музея

Благовещение

Ярославль. Конец XVII века


Стимулом к распространению монументальных икон Благовещения Богородицы могло послужить перенесение в Москву в 1561 году по воле царя Иоанна Грозного одноименного образа из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Икона была установлена в местном ряду иконостаса царского Благовещенского собора и стала образцом для многочисленных повторений. На столичных иконах-репликах воспроизводились поза Богородицы, стоящей на фоне низкого трона с подушками, положение Ее рук, фигура Богомладенца, «проявляющаяся» в складках мафория на груди Девы Марии. Такое изображение казалось наиболее адекватным выражением идеи Боговоплощения.

Схожая иконография, за исключением изображения Младенца, воспроизводилась мастерами Поволжья в XVII веке. Отличительной особенностью их икон было использование усложненного архитектурного фона, крупные формы которого соответствовали монументальным фигурам архангела Гавриила и Девы Марии. С каждой из фигур была соотнесена палата на заднем плане. Мотив явления Божьего вестника подчеркивался высоким арочным проемом за его спиной. Неожиданность и стремительность его движения противопоставлялись статике фигуры Богородицы, в недоумении застывшей на фоне второй палаты.

Обязательным элементом иконографии было изображение Бога Отца в небесном сегменте (или круглом сиянии) в верхней части иконы. Дуновение в виде лучей, исходящее из его уст, спускалось на главу Богоматери. Монументальность композиции на ярославской иконе поддерживается насыщенным колоритом. Мастер использует плотно кроющие краски, наиболее интенсивная из которых — малиновая — полыхает на гиматии архангела. Лики архангела и Богородицы написаны обобщенно, без детализации. Достаточно ограниченно применены в личном и белильные высветления.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 144.

Раскрыта в 1957–1960 в ГРМ С.Ф. Коненковым

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Наблюдалось повсеместное отставание паволоки от основы, расслоение левкаса. Отчетливо просматривались следы неоднократных поновлений.

Комплекс проведенных мероприятий:

Проведено укрепление отстающей паволоки и расслаивающегося левкаса (осетровый клей, припарки). Раскрытие велось скальпелем с использованием этанола и ацетона. Поверхность периодически притиралась подсолнечным маслом. Так как авторская живопись неоднократно поновлялась, при раскрытии в местах отсутствия авторской живописи оставлялся утоньшенный слой записи. При окончании полного раскрытия (1960, удаление записей с верхнего, правого и частично левого полей, а также с изображения Саваофа) применялся монометиловый эфир этиленгликоля в сочетании с подсолнечным маслом. Места утрат тонированы акварелью на старой олифе, после чего поверхность иконы притерта мастичным лаком в смеси со скипидаром.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 48.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: