Коллекция онлайн

Похвала Богоматери с Акафистом в 24 клеймах

Иван Амвросиев. 1701


До недавнего времени «Похвала Богоматери с Акафистом» считалась единственным сохранившимся произведением иконописца Ивана Амвросиева, личность которого во многом остается загадочной. В документах упоминается, что Иван Амвросиев служил воротником Тверских ворот в Москве (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 22. № 34884). Живопись иконы говорит о том, что ее создатель обладал незаурядным талантом и, несомненно, был опытным иконописцем, постоянно практиковавшим свое искусство. Это мнение подкрепляется архивными материалами, позволяющими уверенно приписать его кисти икону-минею на июль и август 1701 года из собрания ГТГ.

Иконы, на которых в одной композиции объединяются «Похвала» и «Акафист Пресвятой Богородицы», были популярны в русском искусстве XIV–XVII столетий. В произведении Ивана Амвросиева заметны те изменения, которым данная композиция подверглась в XVII веке. В первом клейме иконы ― «Осада Константинополя» ― проиллюстрирован 1-й кондак Акафиста «Взбранной воеводе победительная», в то время как до XVII века в древнерусском искусстве было принято начинать акафистный цикл сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы», иллюстрирующей 1-й икос «Ангел предстатель послан бысть с небесе». Выбор новой заглавной композиции был связан с актуализацией в русском искусстве в эпоху после Смутного времени темы заступничества Богородицы.

В акафистных циклах XVII века вводные композиции не выстраивались по одной схеме. Так, на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» первой половины — середины XVII столетия из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (ЯХМ) в клейме, озаглавленном словами 1-го кондака, размещаются сразу две композиции: «Осада Константинополя» — на первом, «Благовещение у колодца» — на дальнем плане. У Ивана Амвросиева текст «Взбранной воеводе» обретает изобразительный эквивалент только в одной сцене, изображающей оборону Царьграда, тогда как «Благовещение у колодца» служит иллюстрацией 1-го икоса.

Иконографической особенностью произведения является необычная группировка клейм и крестообразная форма средника, где вокруг тронного образа Богородицы в четырех рукавах креста расположены полуфигура благословляющего Христа-Эммануила (вверху), изображение прорицателя Валаама (внизу) и 16 пророков (справа и слева).

Несмотря на наличие пятен розового и белого цвета, сияющих золотых пробелов и золотого фона, колорит иконы в целом сумрачный, в нем доминируют коричневые и глухие зеленые оттенки. Живопись выдает руку превосходного мастера-мелочника. Иван Амвросиев не довольствуется изображением фигур, фоновой среды, но прописывает черты самых крохотных ликов, декорирует одежды разнообразными узорами, наполняет пейзажи изображением причудливых трав, украшает палаты консолями, окошками с мелкой расстекловкой, пилястрами и арками.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 88.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Порядок клейм:

  1. Кондак 1. «Возбранной воеводе». Осада Константинополя;
  2. Икос 1. «Ангел предстатель с небесе послан бысть…». Благовещение у колодца;
  3. Кондак 2. «Видящи святая себе в чистоте…». Благовещение Пресвятой Богородице;
  4. Икос 2. «Разум неразуменный разумети…». Благовещение Пресвятой Богородице;
  5. Кондак 3. «Сила Вышняго осени тогда…». Благовещение. Богоматерь, Саваоф и Святой Дух;
  6. Икос 3. «Имущи богоприятную дева утробу». Встреча Марии и Елизаветы;
  7. Кондак 4. «Бурю внутрь имея…». Упреки Иосифа;
  8. Икос 4. «Слышаша пастырие…». Рождество Христово;
  9. Кондак 5. «Боготечную звезду узревше волсви…». Путешествие волхвов;
  10. Икос 5. «Видеша отроци халдейстии…». Поклонение волхвов;
  11. Кондак 6. «Проповедницы богоноснии бывше волсви…». Возвращение волхвов;
  12. Икос 6. «Возсиявый во Египте…». Бегство в Египет;
  13. Кондак 7. «Хотящу Симеону от нынешняго века…». Сретение;
  14. Икос 7. «Новую показа тварь явлься зиждитель нам…». Христос перед святителями, указывающий на Голгофский крест;
  15. Кондак 8. «Странно рожество видевше…». Деисус;
  16. Икос 8. «Весь бе в нижних и вышних…». Благословляющий Христос с предстоящими апостолами и пророками;
  17. Кондак 9. «Всякое естество ангельское удивися…». Эммануил среди бесплотных сил;
  18. Икос 9. «Вития многовещанныя яко рыбы безгласны…». Богоматерь на престоле с предстоящими святителями и витии;
  19. Кондак 10. «Спасти хотя мир…». Несение креста;
  20. Икос 10. «Стена еси девам…». Богоматерь в мандорле с предстоящими;
  21. Кондак 11. «Пение всякое побеждается…». Христос, благословляющий святителя и царя;
  22. Икос 11. «Светоприемную свещу…». Богоматерь со свечой над бездной;
  23. Кондак 12. «Благодать дати восхотев…». Сошествие во ад;
  24. Икос 12. «Поюще твое рожество хвалим тя вси…». Поклонение иконе Богоматерь Знамение.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 88.

О сюжете и иконографии см. ДРЖ-1834.

В центре, на высоком золотом, резном престоле восседает слегка обернувшаяся вправо Богоматерь. Ей предстоят тремя рядами пророки, держащие в руках развернутые свитки с текстами своих пророчеств, Валаам изображен внизу коленопреклоненным, со свитком и поднятой вверх рукой. Над престолом Богоматери парит на облаке благословляющий Спас Эммануил. Фигура Богоматери выделена размером.

Вокруг средника в 24-х клеймах изображены композиции на текст песен Акафиста, где каждое клеймо соответствует тексту кондаков и икосов — торжественного песнопения в честь Богоматери. В XVII в. композиции «Похвала Богоматери» становятся более развернутыми, и клейма начинаются не с традиционного икоса 1, а со вступительного кондака, или кукулия, «Взбранной Воеводе...»

Впервые Акафист Богоматери был включен в литургию 7 августа 626 г. по случаю чудесного спасения Константинополя от нашествия персов и аваров. К этому дню была написана вводная песнь — кукулий «Взбранной Воеводе победительная...» Текст кукулия приписывают константинопольскому патриарху Сергию и летописцу осады 626 г. Георгию Писиде.

Константинополь был осажден с суши и с моря врагами. По преданию, патриарх Сергий, взяв христианские святыни, в том числе и ризу Богоматери, обошел с ними город и совершил молебствие, а ризу Богоматери окунул в море. В первом клейме изображен момент погружения ризы, вдали виднеются крепостные стены Константинополя, а еще дальше на золотом фоне черным контуром даны изображения вражеских воинов. Жители столицы молились и призывали Богородицу помочь им. Уже был назначен штурм города, и хан Аварский грозился превратить столицу в пустыню, как вдруг на море, освященном погружением в него ризы Богоматери, неожиданно разразилась буря, разметавшая и потопившая вражеские челноки, а на суше во время ночной вылазки жители города перебили множество неприятеля. В память этой победы и двух других был установлен в Константинополе праздник Похвалы Богоматери в субботу Пятой недели Великого поста. Для каждой акафистной иконы содержание композиций в клеймах строго индивидуально и определяется по надписям над клеймами, однако в целом подбор клейм на иконе традиционен. В последнем клейме, соответствующем икосу 12 «Поюще твое рождество хвалим тя вси...», изображено поклонение иконе «Богоматерь Знамение», а не «Одигитрии», как было принято. Икона написана в 1701 г. иконописцем Иваном Амвросиевым (он же Абросимов, Обросимов), работавшим по заказам Оружейной палаты. По-видимому, профессия иконописца у него была не основной, так как в документах Оружейной палаты он называется также огородником и «воротником», т.е. привратником.

Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 130.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: