Коллекция онлайн

Богоматерь Умиление (Белозерская)

Первая половина XIII века

  • Дерево, левкас, темпера. 156 × 107 × 2
  • ДРЖ-2116

  • Пост. из Спасо-Преображенского собора в г. Белозерске (Вологодская обл.)


Икона принадлежит к числу наиболее известных среди немногих сохранившихся образов Богоматери периода Древней Руси. Полуфигура Богоматери монументальна и величественна, огромные глаза полны скорби, лик склонен к прильнувшему к ней сыну. Ее лаконичный, графически четкий силуэт уподоблен силуэту храма, очертание головы, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминает купол. Изображение тела Христа Эммануила не выступает за пределы контура фигуры Богоматери, щека Младенца прикасается к щеке Матери, их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Христос сидит на правой руке Богородицы. Ей поклоняются ангелы с покровенными руками, помещенные в круглых медальонах в верхних углах ковчега. Движения рук Богородицы образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также жестам и движениям Христа Эммануила. Специфической особенностью иконографии Эммануила является подчеркнуто крупное его изображение по сравнению с Богоматерью. Младенец облачен в короткую одежду охряного цвета, оставляющую открытыми ноги и руки. Эта обнаженная непорочная плоть младенца Христа отчетливо выявляет значение его образа как евхаристической жертвы, жертвенного агнца. Таким образом, центральное изображение интерпретируется как образ Богоматери-Церкви, храма Божьего, в котором воплощен Бог Слово, образ искупительной жертвы, извечно приносимой и приносящей. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 40.

Икона происходит из Белозерья (Вологодская обл.). Композиционный тип иконы сложился в XI веке в Византии, где он назывался «Елеуса» (греч. — Милующая). Подобного рода изображения были широко распространены в средневековом искусстве всех европейских стран. Богоматерь изображается с младенцем Христом, прижавшимся щекой к ее лицу. Русское наименование «Умиление» наиболее точно и выразительно передает момент задушевного общения матери, провидящей будущие страдания Иисуса, с сыном. Большой непосредственностью и яркостью образов отличаются поясные изображения архангелов в круглых медальонах в верхних углах средника, пророков и святых жен — в 19 медальонах на полях. У таких икон люди искали заступничества и покровительства.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: