Коллекция онлайн

Богоматерь Умиление (Белозерская)

Первая половина XIII века

  • Дерево, левкас, темпера. 156 × 107 × 2
  • ДРЖ-2116

  • Пост. из Спасо-Преображенского собора в г. Белозерске (Вологодская обл.)

  • Происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске; ранее – в церкви Василия Великого в Белозерске

Икона принадлежит к числу наиболее известных среди немногих сохранившихся образов Богоматери периода Древней Руси. Полуфигура Богоматери монументальна и величественна, огромные глаза полны скорби, лик склонен к прильнувшему к ней сыну. Ее лаконичный, графически четкий силуэт уподоблен силуэту храма, очертание головы, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминает купол. Изображение тела Христа Эммануила не выступает за пределы контура фигуры Богоматери, щека Младенца прикасается к щеке Матери, их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Христос сидит на правой руке Богородицы. Ей поклоняются ангелы с покровенными руками, помещенные в круглых медальонах в верхних углах ковчега. Движения рук Богородицы образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также жестам и движениям Христа Эммануила. Специфической особенностью иконографии Эммануила является подчеркнуто крупное его изображение по сравнению с Богоматерью. Младенец облачен в короткую одежду охряного цвета, оставляющую открытыми ноги и руки. Эта обнаженная непорочная плоть младенца Христа отчетливо выявляет значение его образа как евхаристической жертвы, жертвенного агнца. Таким образом, центральное изображение интерпретируется как образ Богоматери-Церкви, храма Божьего, в котором воплощен Бог Слово, образ искупительной жертвы, извечно приносимой и приносящей. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 40.

Икона происходит из Белозерья (Вологодская обл.). Композиционный тип иконы сложился в XI веке в Византии, где он назывался «Елеуса» (греч. — Милующая). Подобного рода изображения были широко распространены в средневековом искусстве всех европейских стран. Богоматерь изображается с младенцем Христом, прижавшимся щекой к ее лицу. Русское наименование «Умиление» наиболее точно и выразительно передает момент задушевного общения матери, провидящей будущие страдания Иисуса, с сыном. Большой непосредственностью и яркостью образов отличаются поясные изображения архангелов в круглых медальонах в верхних углах средника, пророков и святых жен — в 19 медальонах на полях. У таких икон люди искали заступничества и покровительства.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Принадлежит к числу самых ранних сохранившихся изображений Богоматери и не находит прямых аналогий. На белом фоне средника выделяется полуфигура Богоматери. Ее лаконичный, графически четкий силуэт подобен силуэту храма; очертания головы Богоматери, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминает купол. Изображение Христа Эммануила вписано внутрь контура полуфигуры Богоматери; их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Младенец сидит на правой руке Богородицы. Ее кисть изображена подчеркнуто плоскостно, не поддерживающей младенца, а как бы бережно прикасающейся к его телу — «Слову, ставшему плотью» (Ин 1: 14). Это образ Богоматери-Церкви, вместившей Логос. Движения рук Богоматери образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также и жестам и движениям младенца.

Специфической особенностью иконы является чрезвычайно крупное по сравнению с Богоматерью изображение младенца, чем подчеркнуто его особое значение в композиции. Спас Эммануил облачен в короткую охряного цвета одежду, оставляющую открытыми его ноги и руки. Эта обнаженная непорочная плоть младенца Христа отчетливо выявляет значение его образа как евхаристической жертвы, жертвенного агнца.

Большую роль в раскрытии содержания иконы играет цвет. Он интенсивен, напряжен, его символика ясно и четко выявлена. Образ Богородицы-Церкви помещен на белом фоне, который может быть трактован и как символ чистоты и девства, и как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Голову Богоматери окружает ярко-красный сдвоеннный нимб — цвета жертвенной крови Христа. Часть нимба заходит сегментом на верхнее синее поле иконы, где изображены пророки. Эта часть нимба подобна арке, апсиде храма, где совершается таинство Евхаристии. Так в образе Богоматери воплощается идея Новозаветной церкви, соединившей Новый Завет с Ветхим через жертвенную кровь Христа.

На верхнем поле иконы слева направо изображены: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. Их образы прообразуют евхаристическую жертву и раскрывают идею создания Церкви на земле, получающую развитие в образах пророков на боковых полях иконы, где они представлены парами: Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, по-видимому, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле показаны три святые жены. Их образы, помещенные под Богоматерью с младенцем, воспринимаются как основание Церкви. Программный характер замысла иконы следует за программами храмовых росписей второй половины XII в., воплотившими идеи, сформулированные известными церковными соборами середины XII столетия. Икона кажется написанной как непосредственный отклик на эти проблемы.

Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 167.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: