Коллекция онлайн

"Верую" (Символ веры)

Круг Гурия Никитина. 1668—1669

  • Дерево, левкас, темпера. 130 х 77 х 2,5
  • ДРЖ-2773

  • Пост. в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932

  • Происходит из церкви святого Григория Неокессарийского на Полянке в Москве
  • Сведения о реставрации:

    Рест. в 1919–1920

Церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, откуда происходят иконы «Символ веры» и «Отче наш...», была воздвигнута в камне на месте старого деревянного храма на средства царя Алексея Михайловича и его духовника Андрея Саввиновича Постникова. Над созданием иконостаса «красной» церкви работали лучшие мастера своего времени: Симон Ушаков, Георгий Зиновьев, Иван и Федор Карповы и другие. Иконы «Символ веры» и «Отче наш...» были парными и располагались в местном ряду.

Андрей Постников был сторонником реформ патриарха Никона. Возможно, включение в состав иконостаса образов, иллюстрировавших тексты главных христианских молитв, было обусловлено стремлением подчеркнуть законность «книжной справы», в ходе которой был отредактирован текст Символа веры.

Иконы относятся к так называемым символико-аллегорическим или мистико-дидактическим образам, получившим распространение с середины XVI столетия.

Согласно сведениям письменных источников, иконы «Символ веры» существовали на Руси уже в XV веке, однако по сохранившимся памятникам они прослеживаются лишь с XVII столетия. Икона состоит из двенадцати клейм, в которых последовательно изображены композиции на слова молитвы. 

Символ веры — краткое изложение сущности христианского вероучения. Первый символ веры был дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных ученикам перед Вознесением: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф 28: 19-20; Мк 16: 15). На первом Вселенском соборе, состоявшемся в Никее в 325 году, был составлен и утвержден Символ веры, дополненный также в 381 году на втором Вселенском соборе в Константинополе.

Порядок клейм:
1–3. «Верую во единаго Бога Отца…». Отечество, силы небесные. Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы;
4. «Нас ради человек…». Рождество Христово. Благовещение;
5. «Распятаго же за ны…». Распятие. Положение во гроб;
6. «И воскресшаго в третий день…». Сошествие во ад. Воскресение;
7. «И восшедшаго на небеса…». Вознесение Господне;
8. «И паки грядущаго со славою…». Страшный суд;
9. «И в Духа Святаго…». Сошествие Святого Духа;
10. «…Глаголавшаго пророки. И во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Пророки. Апостол Петр у дверей храма;
11. «Исповедаю едино крещение…». Проповедь апостола Петра. Крещение народа;
12. «Чаю воскресения мертвых». Видение Иезекииля;
13. «И жизни будущаго века. Аминь». Небесный Иерусалим.

Иконы «Отче наш…» и «Символ веры» имеют единую художественную природу. Очевидно, они создавались одновременно с другими иконами местного ряда церкви Григория Неокесарийского. Их размеры и формат такие же, как у стоявших по сторонам от Царских дверей образов письма Симона Ушакова «Богоматерь Киккская» (ГТГ) и «Господь Вседержитель» (ГИМ). У всех четырех икон нет ковчегов, а поля окрашены в охристый цвет. Несмотря на разницу в количестве клейм (9 и 13), «Отче наш…» и «Символ веры» воспринимаются как парные образы, чему способствует наличие одинаковых фигурных завершений, объединяющих под своей «небесной» сенью верхние ярусы клейм. По стилю рассматриваемые произведения схожи с работами поволжских мастеров третьей четверти XVII столетия, в которых также обнаруживаются бурная динамика форм, богатство палитры, обильные золотые пробела.

 

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Известны два иконографических варианта композиции «Символ веры». Более ранний из них сложился под влиянием толковательных текстов, содержащих объяснение богословского смысла этой молитвы. Второй опирался на иллюстративный цикл «Credo» Библии Пискатора.

Иконографическое решение образа «Символ веры» не находит прямых аналогий, хотя в искусстве XVII века встречаются близкие по композиции памятники. На композицию иконы оказали влияние тексты толкований молитвы, о чем свидетельствуют образы пророков и апостола Петра в клейме с изображением соборной и апостольской Церкви (клеймо 10).

Общая двенадцатичастная структура, соотносившаяся в западноевропейской иконографии с 12 апостолами и 12 месяцами, вероятно, восходит к западным гравюрам. Однако при работе над иконой знаменщик не копировал соответствующие образцы из Библии Пискатора.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 142-143.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: