Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу
Конец XVII века
- Дерево, темпера. 89 × 55 × 3,3
- ДРЖ-2977
- Происходит из церкви Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского района Архангельской области
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Легенда о явлении Богородицы тихвинскому пономарю Юрышу изложена в старинном «Сказании об иконе "Тихвинской Богоматери"», имевшем широкое распространение на Руси. Отдельные его эпизоды послужили основой для создания ряда самостоятельных композиций (см. ДРЖ Б-227, ДРЖ-2864). К таковым относится и данная икона.
«Благоговейный муж» Юрыш был послан архиереем в окрестные селения «поведати людям об освящении новой церкви» в Тихвине. На обратном пути в лесу он увидел Богоматерь, «на соснове кладе сидящу и пред нею светла мужа сединами украшена». Богоматерь была недовольна тем, что на новой церкви собирались ставить железный крест и «повеле пречистая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставить крест деревян, а не железен, понеже Сын мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не на железном».
В композиции с наибольшей полнотой воплотилось своеобразие северного живописного искусства. Основу ее составляет большое цветущее дерево, под склоненными ветвями которого, как под сенью, помещены изображения сидящей на стволе Богоматери и стоящего Николы. У их ног – Юрыш, который «в страхе и ужасе паде на землю». Обращает на себя внимание необычный для иконописи образ растущего древа. Его гибкие, упругие ветви стремятся заполнить все пространство иконы. Обычно отдельные элементы пейзажа – травы, цветы, реже деревья – использовались иконописцами для указания на место действия, играя подчиненную роль в общей композиции. Здесь же древо занимает важное место в символическом и живописно-пластическом решении произведения. По-видимому, это – райское дерево, или «Древо Жизни». На это намекают и высокая стена, напоминающая ограждения райского сада, и цветущие на его ветвях двенадцать диковинных тюльпанов, безусловно, навеянных библейским образом древа жизни, «двенадцать раз приносящего плоды, дающего на каждый месяц плод свой». В «Сказании» подробно рассказывается о нарушении жителями Тихвина требования Богоматери, воздвижении ими железного креста и наказании провинившихся. Эта легенда должна была быть особенно популярной в среде плотников, в защиту которых выступают их покровитель Никола и Богородица. Тогда становится понятным и появление жизнеутверждающего образа дерева, зримо доказывающего победу освященного вековой традицией материала.
Несколько наивное поэтическое предание не могло не сказаться на стиле произведения. Мотив извилистого растительного орнамента, в который органично вписаны фигуры святых, и вспыхивающие ярким пламенем на тусклом зеленоватом фоне бутоны тюльпанов напоминают народные декоративные росписи Севера.
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 227.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа