Богоматерь Одигитрия
Около 1502–1503
- Дерево, левкас, темпера. 141,2 x 105,7 x 3
- ДРЖ-3095
Пост. 1968 из Кирилло-Белозерского музея-заповедника по приказу МК РСФСР- Происходит из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта в ГРМ: Перцев Н.В. (1963–1965)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Образ Богоматери на иконе принадлежит к типу Одигитрии, что в переводе с греческого языка означает «путеводительница». Это название связывают с прославленной византийской иконой, хранившейся в Константинополе в монастыре Одегон. На ней Богоматерь была представлена фронтально обращенной к молящимся и держащей на руке благословляющего младенца Христа, указывая на Него как на путь спасения. В течение веков сложилось множество вариантов изображения Богоматери Одигитрии. На Руси широкое распространение получили образы Одигитрии Смоленской, Тихвинской, Иерусалимской, Грузинской и других, отличающиеся деталями, но сохраняющие общую репрезентативную строгость и величие. Представленный вариант изображения Богоматери Одигитрии не имеет прямых аналогий до XVII века, когда иконы подобной иконографии получают распространение под названием Одигитрии Седмиезерской. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 55.
Богоматерь Одигитрия (греч. – Путеводительница) изображена с младенцем Христом на руках, который правой рукой благословляет предстоящих, а левой держит свиток. В отличие от других иконографических типов, представляет собой наиболее торжественный, царственный образ. По преданию, первая Одигитрия была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы.
Икона считалась покровительницей русского государства и его воинства, и поэтому изображение многократно копировалось и было распространено по всей Руси.
Это один из самых выдающихся памятников древнерусского искусства, отличающийся строгим изяществом и утонченностью живописи. Она находилась в так называемом местном (нижнем) ряду иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.), все живописное оформление которого объединено темой прославления величия и милосердия Богородицы.
Раскрыта в ГРМ в 1963-1965 гг. Н. В. Перцевым.
Икона играла важную роль в интерьере собора, являясь ответственной составной частью его ансамбля, посвященного Богородице. Это определило особенности ее образного решения. Дионисий дает своеобразное решение образа "Одигитрии", не находящее прямых параллелей в русской иконописи предшествующего времени. Стройный силуэт Богоматери подобен храму. Царственный сын восседает на руке Матери-Церкви, как на престоле. Эти образы, как и образы росписи храма, созвучны словам Акафиста Богоматери: "Радуйся, яко еси царево седалище; радуйся, яко носиши носящего вся" (икос 1). Богоматерь предстает на иконе "яко одушевленный храм" (икос 12). Кисть ее правой руки – узкая, золотистая, подобная колеблющемуся пламени свечи, благословляет и мир, и сына. Она указывает путь к Богу, она – "ключ Царствия Христова", "Еюже отверзеся Рай" (икос 8). Христос отвечает на ее благословение жестом, полным силы и мягкости. Его благословляющая рука помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника хитона Марии. Этот окаймленный золотом треугольник как символ Троицы – сердце всей композиции. Образ Христа лишен младенческих черт. Он представлен в позе, повторяющей его позу в сценах "Вознесения", где Спас обычно показан сидящим на радуге, с широко отведенной в сторону правой рукой. Здесь образ радуги имеет светло-зеленая трех оттенков подкладка мафория Марии, изображенная под фигурой Христа. Ее форма ассоциируется также с формой евхаристической чаши.
Икона наполнена светом и золотым сиянием. Светлые цвета даны сильно разбеленными. Белый, как символ рая, света, воссиявшего из гроба Спасителя, проникает в живописную ткань иконы, пронизывает одежды Спаса и Богоматери. Золото сияет на фоне, на каймах мафория Богоматери и хитона Христа, нежным золотистым сиянием светятся лики. Богоматерь – "светило незаходимого света", "звездо, являющая Солнце", "многосветное возсияваше просвещение", "воскресения образ облистающая". Идея воскресения объединяет этот образ со стоявшим по другую сторону Царских врат в иконостасе храма "Сошествием во ад".
Иконографическое решение образа – большая редкость в древнерусской живописи . В XVII в., иконы подобного извода получат распространение под названием "Одигитрия Седмиезерская". Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 203.
Литература, публикации: Возрожденные шедевры Русского Севера. Исследование и реставрация памятников художественной культуры Вологодской области. Выставка, посвященная 850-летию Москвы, Вологды и Великого Устюга... Вологда. М., 1998. С. 21-22. Кат. 9. Ил.; Выставка новых поступлений. Древнерусское искусство. Каталог. Л. 1978. С. 12. Кат. 7; Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастря. СПб., 2002. С. 57. Кат. 1; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. Каталог. Л., 1981. Кат. 34; Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971. С. 47-48. Ил. 70-71; Лаурина В. К. Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 85, 86, 91. Илл. на с. 94; Николай Васильевич Перцев. Каталог реставрационных работ / Сост. И. Я. Богуславская. СПб., 1992. С. 42-43; Перцев Н. В. О новооткрытом произведении Дионисия // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 155-173; Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV-начала XVI века. М., 1975. Ил. 175-176; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 203. N 125. Илл. на с. 202; Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 66; Рыбаков А. А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. № 34; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII веков. Л., 1988. С. 290. Кат. 144