Коллекция онлайн

Богоматерь Тихвинская и новгородские святые

Первая половина XIX века


В центр иконы врезана небольшая (4,1 х 3,3) икона "Богоматерь Тихвинская", написанная в конце XVII–XVIII вв. Возможно, ранее она была створкой небольшого складня, и в XIX столетии для нее было устроено новое обрамление. Иконы "Тихвинской Богоматери" издревле почитались в новгородских землях. Кроме чудотворного образа, пребывавшего в Успенском соборе Тихвинского монастыря, в самом Новгороде имелось еще несколько местночтимых списков с него. Так, в приделе Софийского собора находилась почитаемая икона "Тихвинской Богоматери", бывшая в 1617 г. при русском посольстве, заключившем Столбовский мир со шведами, по которому Новгород был возвращен России. Этой иконе было установлено ежегодное празднование.

Вокруг средника в медальонах, образованных цветущими побегами, представлены двенадцать полуфигурных изображений новгородских чудотворцев. Сначала изображены святители: архиепископы Иона, Иоанн, Никита, Евфимий, Серапион, Симеон, Нифонт и Моисей. Затем – "преподобные отцы новгородские": Антоний Римлянин, Михаил Клопский и Варлаам Хутынский. Завершает "собор" изображение блаженного Николы Кочанова, юродивого Софийской стороны. У святителей в руках раскрытые книги с евангельскими текстами, у преподобных – распущенные свитки с учительными обращениями к "братии". Никола, хотя и юродивый, согласно иконописному подлинику, изображен в "шубе княжеской", ибо происходил из знатного новгородского рода. Все представленные на иконе лица прославились чудесами "при животе и по смерти" и были погребены в Софийском соборе или других храмах Новгорода и окрестных монастырей.

Начиная с середины XV столетия святители, погребенные в Софийском соборе, ежегодно поминаются 4 октября на праздновании, установленном в их честь архиепископом Евфимием по повелению явившегося ему во сне архиепископа Иоанна, при котором совершилось чудо от иконы "Знамение" в 1170 г. Все новгородские чудотворцы были издавна почитаемы и упоминаются (кроме архиепископов Нифонта и Симеона) в "Росписи новгородских святынь", составленной между 1626 и 1634 гг. Новгородское происхождение заказчика иконы представляется несомненным, написана же она была, по свидетельству Н. П. Лихачева, мастером из верхневолжского города Романова-Борисоглебска, славившегося искусством своих иконописцев.

В композиции иконы использована распространенная иконографическая схема "Похвалы Богоматери", согласно которой вокруг Богородицы и младенца располагались изображения ветхозаветных пророков, предвозвестивших Боговоплощение. Здесь эта схема играет роль своеобразной зримой цитаты, этикетной отсылки к более авторитетному источнику и позволяет соотнести предстояние новгородских чудотворцев образу "Тихвинской Богоматери" с вселенским значением темы "Похвалы". Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 221.

На полях и врезке – серебряный позолоченный оклад.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: