Богоматерь Кипрская, со святыми Онуфрием Великим и Петром Афонским на полях
Первая половина XIX века
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Сведения о трех кипрских чудотворных иконах, не имевших традиции культового почитания на Руси, восходят к русским иконописным подлинникам сводной редакции начала XVIII в., содержащим сказания о прославленных Богородичных иконах. Наиболее достоверное из них, подтверждаемое текстом греческого синаксаря (четьего сборника, предназначенного для церковного употребления), – сказание о кипрском образе Богоматери, написанном на стене близ Богородичного храма и воспроизводившем тип "Богоматери на троне" с младенцем на коленях в окружении двух ангелов. Согласно тексту сказания, знамением чудотворности иконы стало истечение крови из колена Богоматери, раненного стрелой нечестивого араба 2 июня 392 г. Получившее известность на Руси не позже 1665 г., с выходом в свет сборника украинского писателя Иоанникия Галятовского "Небо Новое", сказание явилось источником для русских иконописцев, включивших изображение "Кипрской Богоматери" в свой иконографический репертуар.
Сказания о двух других иконах, ограниченные сведениями о времени и месте их явления, не дают каких-либо указаний на иконографию образов и, по-видимому, должны быть связаны с иконами, прославившимися на Кипре под особыми названиями. Среди последних большую известность имеет "Богоматерь Киккская", или "Киккиотисса", наименование которой связано с горой Киккос, или Коккос. Восходящие к древнему оригиналу, эти образы, сохраняющие название "Киккских", несмотря на иконографические различия, по-видимому, и стали источником формирования иконографии произведения из Русского музея.
К числу выразительных деталей, указывающих на знакомство русских художников с иконографией "Киккского" образа, относятся плат на голове Богоматери, положение ног Христа и характерный жест правой руки Девы Марии, отдаленно напоминающие образ "Богоматери Киккиотиссы" на диптихе XIII в. из монастыря св. Екатерины на Синае. Однако значительные отклонения в иконографии, выразившиеся прежде всего в неверном понимании символики облачений Христа и в изменении его позы, позволяют признать икону скорее вольной копией чтимого образа, нежели ее осмысленным повторением. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 199.