Богоматерь Прибавление ума
XIX век
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Известная чудотворная скульптура Лоретской Богоматери (происходит из местечка Лоретто, Италия, 1525) послужила прототипом, по свидетельству Н. П. Кондакова, для образа "Богоматери Прибавление ума". К этой иконе часто обращались верующие о даровании им благ духовных и вещественных, а матери молились ей о просвещении своих нерадивых чад. Празднование иконы "Богоматерь Прибавление ума" совершается 15/28 августа в день Успения Богородицы. Иконография образа сложилась в XVII в. под влиянием западных гравюр и икон со сложной семантикой (близкая по сакральному смыслу икона – "София Премудрость Божия"), но наибольшее число сохранившихся памятников относится к XIX в.
На темно-оливковом фоне изображена Богоматерь с младенцем Христом, словно бы явленная на небесах в лучах Боже- ственного света. Под ее ногами, далеко внизу, расстилается город – справа представлена католическая церковь, слева – православная. Богоматерь, парящая над ними, объединяет своим покровительством всех христиан. Отличительная черта этого иконографического типа – своеобразные одежды Богоматери. Она облачена вместе с младенцем в длинное, колоколообразное одеяние, напоминающее греческую фелонь. Оно темно-красного цвета, богато расшито золотыми крестами и жемчугом. На головах Богородицы и Христа короны. С обеих сторон к Богоматери подлетают ангелы с зажженными свечами. Все изображение помещено в архитектурную арку классических форм. Другая, барочная, декоративная арка с тремя картушами окаймляет всю композицию. В левом картуше изображены преподобная Евдокия и благоверный князь Георгий Владимирский. В правом – Георгий Победоносец и Иоанн Воин.
Возможно, икона была обетная, и в церкви, из которой она происходит, были престолы этих святых. В верхней части иконы изображены большие горящие лампады. Вместе со свечами и небесным сиянием, исходящим от Богоматери и Христа, они символизируют Божественный разум. Колорит иконы глубоко символичен. Темная зелень фона олицетворяет земную жизнь, пурпурное с золотом одеяние Богоматери в сочетании с царскими венцами свидетельствует о Пречистой Деве как Царице Небесной в ее Божественной славе. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 240.
Выставки: «Иконы из Русского музея». Музей Коммуны г.Печчоли (Италия, провинция Пиза, коммуна Печчоли, Италия). 2000; «Свет в оконце. Осветительные приборы в русском быту XV-XIX вв.»». Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (г. Москва). 2018-2019
Литература: "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.
"Пречистому образу твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995.; Светильники Древней Руси из собрания Русского музея. СПб: Palace Editions. 2013. с. 23
На обороте чернилами надпись: Образ написан 1833 года, июля 22 дня