Рождество Богоматери. Рождество Христово. Рождество Иоанна Предтечи. Рождество Николая Чудотворца
Четырехчастная икона. Первая половина XIX века
- Дерево, левкас, темпера. 25,2 х 21,1 х 2
- ДРЖ Б-659
Пост.: 1928 из Ленинградского Государственного музейного фонда- Происх. из домовой Дмитро-Мариинской церкви женской больницы для бедных (Царское Село)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
"Избрал он для сего старенькую самую небольшую досточку пядницу, то есть в одну ручную пядь величины, и начал на ней таланствовать. Прежде всего он ее, разумеется, добре вылевкасил крепким казанским алебастром, так что стал этот левкас гладок и крепок, как слоновья кость, а потом разбил на ней четыре ровные места и в каждом обозначил особливую малую икону, да еще их стеснил тем, что промежду них на олифе золотом каймы поло- жил, и стал писать: в первом месте написал Рождество Иоанна Предтечи, восемь фигур и новорожденное дитя, и палаты; во втором – Рождество Пресвятыя Владычицы Богородицы, шесть фигур и новорожденное дитя, и палаты, в третьем – Спасово Пречистое Рождество, и хлев, и ясли, и предстоящие Владычица и Иосиф, и припадшие боготечные волхвы, и Соломия-баба, и скот всяким подобием ... А в четвертом отделении рождение Николая Угодника, и опять тут и святой угодник в младенчестве, и палаты, и многие предстоящие. И что тут был за смысл, чтобы видеть перед собою воспитателей столь добрых чад, и что за художество, все фигурки ростом в булавочку, а вся их одушевленность видна и движение ... Дивно, дивно все это Севастьян изобразил, и в премельчайшем каждом личике все богозрительство выразил, и надписал образ "Доброчадие", и принес англичанам. Те глянули, стали разбирать, да и руки врозь: никогда, говорят, такой фантазии не ожидали и такой тонкости мелкоскопического письма не слыхивали ..."
Н.С.Лесков. Запечатленный ангел. 1873
Икона по своей композиции и манере "мелкоскопического" письма совершенно сходна с образом "Доброчадие", описанным Лесковым. В полном соответствии со "смыслом", о котором говорит один из героев "Запечатленного ангела", икона ранее находилась в домовой Дмитро-Мариинской церкви женской больницы для бедных с родильным приютом, которая была построена в Царском Селе в 1907 г. по проекту С. Данини на средства Марии и Дмитрия Дрожжиных (приют носил имя Марии Дрожжиной).
Прототипом лесковского Севастьяна был иконописец Никита Севастьянов Рачейсков, родом из Самарской губернии, который много лет работал в Петербурге и был большим приятелем Н.С.Лескова. В Русском музее хранятся работы Никиты Севастьянова. Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 21.