Коллекция онлайн

Переносной (походный) иконостас

Москва (?). Конец XVIII — начало XIX века


Дерево (пятнадцать отдельных досок, четырнадцать из них одинакового размера, примерно 37,5 х 9,5, средник — двойной ширины), левкас; темпера. Металлические крепления створок 38 х 151 х 1

Иконостас исполнен для старообрядческой моленной. Помимо отсутствия нижнего местного ряда с Царскими вратами об этом свидетельствует перстосложение Христа в центральной композиции „Спас в силах“ и то, как соотнесены имена евангелистов с их символическими изображениями по углам огненного четырехугольника вокруг престола, а также надписи на иконах и Евангелии.

Большой походный иконостас состоит только из трех чинов: помимо местного в нем отсутствует еще и верхний праотеческий ряд, который нередко включался в состав переносных иконостасов (ДРЖ Б-511). Возможно, что это было вызвано особой старообрядческой „строгостью“ заказа, так как писать праотцев в верхнем ряду начали не в очень древние времена, и до середины XVI столетия иконостасы, как правило, завершались пророческим рядом. Исключение праотеческого чина свидетельствовало о подчеркнутой ориентации на наиболее древние, следовательно, самые авторитетные образцы.

Две левые створки, очевидно, не первоначальны и заменили собой утраченные авторские. Однако изображения на них, скорее всего, повторяют те, что были изначально. Это видно по расположению композиций праздничного ряда, начинающегося с „Рождества Богоматери“ и „Введения во храм“, и по точно выдержанной „парности“ святых деисусного ряда, равноудаленных от центра — иконы „Спас в силах“: крайние иконы — образа Зосимы и Савватия Соловецких, соседние с ними — святые Фекла и Евфимия.

Центральное 11-фигурное ядро деисуса имеет „классический“ состав, при котором после первоверховных апостолов Петра и Павла помещались (дальше от центра) три иконы Отцов церкви (Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого), а для обязательной святительской симметрии и в знак особенно глубокого почитания к ним присоединялся четвертым епископ Мир Ликийских святой Никола.

Изображения преподобных Зосимы и Савватия, как и включение в деисусный ряд образов святых московских митрополитов на малом походном иконостасе (ДРЖ Б-511), придает особый оттенок всему комплексу в целом: если в предыдущем случае — „московский“, то здесь — явно „северный“.

Образы основателей Соловецкой обители всегда включались в изображения деисуса на меднолитых складнях, которые отливались в Выговском монастыре в течение всего XVIII и первой половины XIX века. Но главным является то, что во всех случаях старообрядческие походные „створы“ не следовали введенному патриархом Никоном правилу обязательно помещать в иконостасе апостольский деисус, то есть включать после изображений Петра и Павла изображения еще десяти апостолов (по пяти слева и справа).

Интересен и состав праздничного ряда большого походного иконостаса: 1. Рождество Богоматери; 2. Введение во храм; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Сретение; 6. Богоявление; 7. Вход в Иерусалим; 8.Распятие и 9. Сошествие во ад (эти две композиции на центральной створке-среднике); 10. Преображение; 11. Вознесение; 12. Троица Ветхозаветная; 13. Успение Богоматери; 14. Воздвижение креста; 15. Индикт Нового лета; 16. Покров Богоматери.

В иконах праздничного ряда встречаются очень древние иконографические особенности, например, в образе „Богоявление“ у ног Христа в водах Иордана изображены символические фигуры „Реки“ и „Моря“, которые встречаются в русской иконописи с самого начала XV века (в знаменитом „Васильевском чине“ из владимирского Успенского собора), а в византийское искусство пришли как живые отголоски античности. В то же время в некоторых композициях, например в „Индикте Нового лета“, отчетливо видна сознательная ориентация на живопись строгановских мастеров конца XVI — первой половины XVII века. Иконография же „Покрова“ восходит к московской традиции.

Пророческий ряд. Пророки слева направо: 1–2. Имена пророков на двух поздних створках не читаются; 3. Иона; 4. Иеремия; 5. Исайя; 6. Моисей; 7. Захария; 8–9. Давид и Соломон на среднике, между ними Богоматерь Воплощение; 10. Илия; 11. Арон; 12. Езекил; 13. Елисей; 14. Ной; 15. Яков; 16. Авраам.

Среди многочисленных походных иконостасов, дошедших до наших дней и известных по публикациям, едва ли не самой близкой аналогией нашему памятнику является походная церковь из вашингтонского собрания (Russian Icons, 1998. P. 18, 30– 31). Есть небольшие различия в составе деисусного ряда, но главное — одинаковое совмещение праздничного и деисусного образа на одной створке. Близки и стилистическиеособенности двух трехрядных иконостасов. Ирина Сосновцева // Образы и символы старой веры. СПб. 2008. С. 138-139.

Л ИТЕРАТУРА: Пречистому образу…, 1995. С. 93. № 53.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: