Коллекция онлайн


Переносной (походный) иконостас

Мстёра. Конец XVIII — начало XIX века


Походный иконостас представляет собой «створы» — соединенные друг с другом в определенном порядке узкие доски одинакового размера, на каждой из которых в три яруса размещены: внизу — одна из икон деисусного чина, в центре — праздничная икона, и в верхнем ярусе — икона ветхозаветного пророка. Полностью развернутые створки становятся как бы иконостасом в миниатюре, соединяя в себе три его основных ряда — деисусный, праздничный и пророческий. Каждая из трех миниатюрных икон на каждой створке имеет свой собственный ковчег и поля, и это усиливает впечатление того, что перед нами отдельные иконы, установленные рядами в тяблах «настоящего» иконостаса. Назначение подобных створок прекрасно показано Н. С. Лесковым в рассказе о путешествиях артели мастеров-старообрядцев, возивших с собой все «Божие благословение» своей иконной горницы («Запечатленный ангел»). В сложенном виде створки были компактны и удобны при перемещении.

Переносной иконостас из Русского музея также был исполнен по старообрядческому заказу иконником-старовером. Об этом свидетельствуют отсутствие нижнего, местного, ряда иконостаса с Царскими вратами, двуперстное сложение благословляющей руки Христа, «старообрядческое» соотнесение имен евангелистов с их символическими изображениями по углам центрального образа «Спас в силах». Об этом же говорит и его художественное решение, сразу напоминающее зрителю о тех древних образцах, дух которых так стремились сохранить российские «ревнители благочестия».

При написании «походного» иконостаса художником были использованы прориси с икон XVI и первой половины XVII в. В некоторых случаях прориси сняты с икон, изначально принадлежавших разным комплексам. Это заметно при рассмотрении образов деисусного ряда, явно отличающихся друг от друга пропорциями фигур и характером рисунка (ср. изображения апостола Павла и Николая Чудотворца). Две левые створки, очевидно, не первоначальны и заменили собой утраченные авторские.

Главным иконописным центром, работавшим по заказам старообрядцев всех областей России, в XVIII — XIX столетиях была слобода Мстёра Владимирской губернии, многие жители которой и сами придерживались «старой веры». Именно в Мстёре бережно сохранялись в семьях и мастерских старинные прориси–образцы, делались новые переводы с древних памятников иконописи, здесь среди мастеров–«старинщиков» особенно ценилось умение работать и в «московском», и в «новгородском», и в «строгановском» стилях, реставрировать старые иконы, придерживаясь при этом не только древних иконографических изводов, но и всех приемов старинного ремесла. По-видимому, мстёрские мастера создали и переносной иконостас из Русского музея.

Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 93.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Дерево (пятнадцать отдельных досок, четырнадцать из них одинакового размера, примерно 37,5 х 9,5, средник — двойной ширины), левкас; темпера. Металлические крепления створок 38 х 151 х 1

Иконостас исполнен для старообрядческой моленной. Помимо отсутствия нижнего местного ряда с Царскими вратами об этом свидетельствует перстосложение Христа в центральной композиции «Спас в силах» и то, как соотнесены имена евангелистов с их символическими изображениями по углам огненного четырехугольника вокруг престола, а также надписи на иконах и Евангелии.

Большой походный иконостас состоит только из трех чинов: помимо местного в нем отсутствует еще и верхний праотеческий ряд, который нередко включался в состав переносных иконостасов (ДРЖ Б-511). Возможно, что это было вызвано особой старообрядческой «строгостью» заказа, так как писать праотцев в верхнем ряду начали не в очень древние времена, и до середины XVI столетия иконостасы, как правило, завершались пророческим рядом. Исключение праотеческого чина свидетельствовало о подчеркнутой ориентации на наиболее древние, следовательно, самые авторитетные образцы.

Две левые створки, очевидно, не первоначальны и заменили собой утраченные авторские. Однако изображения на них, скорее всего, повторяют те, что были изначально. Это видно по расположению композиций праздничного ряда, начинающегося с «Рождества Богоматери» и «Введения во храм», и по точно выдержанной «парности» святых деисусного ряда, равноудаленных от центра — иконы «Спас в силах»: крайние иконы — образа Зосимы и Савватия Соловецких, соседние с ними — святые Фекла и Евфимия.

Центральное 11-фигурное ядро деисуса имеет «классический» состав, при котором после первоверховных апостолов Петра и Павла помещались (дальше от центра) три иконы Отцов церкви (Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого), а для обязательной святительской симметрии и в знак особенно глубокого почитания к ним присоединялся четвертым епископ Мир Ликийских святой Никола.

Изображения преподобных Зосимы и Савватия, как и включение в деисусный ряд образов святых московских митрополитов на малом походном иконостасе (ДРЖ Б-511), придает особый оттенок всему комплексу в целом: если в предыдущем случае — «московский», то здесь — явно «северный».

Образы основателей Соловецкой обители всегда включались в изображения деисуса на меднолитых складнях, которые отливались в Выговском монастыре в течение всего XVIII и первой половины XIX века. Но главным является то, что во всех случаях старообрядческие походные «створы» не следовали введенному патриархом Никоном правилу обязательно помещать в иконостасе апостольский деисус, то есть включать после изображений Петра и Павла изображения еще десяти апостолов (по пяти слева и справа).

Интересен и состав праздничного ряда большого походного иконостаса:

1. Рождество Богоматери;
2. Введение во храм;
3. Благовещение;
4. Рождество Христово;
5. Сретение;
6. Богоявление;
7. Вход в Иерусалим;
8. Распятие;
9. Сошествие во ад (эти две композиции на центральной створке-среднике);
10. Преображение;
11. Вознесение;
12. Троица Ветхозаветная;
13. Успение Богоматери;
14. Воздвижение креста;
15. Индикт Нового лета;
16. Покров Богоматери.

В иконах праздничного ряда встречаются очень древние иконографические особенности, например, в образе «Богоявление» у ног Христа в водах Иордана изображены символические фигуры «Реки» и «Моря», которые встречаются в русской иконописи с самого начала XV века (в знаменитом «Васильевском чине» из владимирского Успенского собора), а в византийское искусство пришли как живые отголоски античности. В то же время в некоторых композициях, например в «Индикте Нового лета», отчетливо видна сознательная ориентация на живопись строгановских мастеров конца XVI — первой половины XVII века. Иконография же «Покрова» восходит к московской традиции.

Пророческий ряд. Пророки слева направо: 1–2. Имена пророков на двух поздних створках не читаются; 3. Иона; 4. Иеремия; 5. Исайя; 6. Моисей; 7. Захария; 8–9. Давид и Соломон на среднике, между ними Богоматерь Воплощение; 10. Илия; 11. Арон; 12. Езекил; 13. Елисей; 14. Ной; 15. Яков; 16. Авраам.

Среди многочисленных походных иконостасов, дошедших до наших дней и известных по публикациям, едва ли не самой близкой аналогией нашему памятнику является походная церковь из вашингтонского собрания (Russian Icons, 1998. P. 18, 30– 31). Есть небольшие различия в составе деисусного ряда, но главное — одинаковое совмещение праздничного и деисусного образа на одной створке. Близки и стилистическиеособенности двух трехрядных иконостасов. Ирина Сосновцева // Образы и символы старой веры. СПб. 2008. С. 138-139.

Литература: Пречистому образу…, 1995. С. 93. № 53.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: