Коллекция онлайн

Никола Можайский

Вологда (?). XVII век


Круг основных сюжетов и образов северной деревянной скульптуры сформировался еще в XVI веке. Это в первую очередь киотные резные иконы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, святой Екатерины и святого Георгия. В XVI–XVII веках на Севере повсеместно строились тябловые иконостасы. По традиции, киотная скульптура размещалась в местном ряду. В середине — второй половине XVII века в крупных городах Русского Севера возводятся высокие многоярусные иконостасы, в которых наряду с орнаментальной резьбой появляются деревянные рельефные изображения. Они помещаются на створках врат и сени.

С 1667 года обязательным становится резное распятие, венчающее общую композицию Царских врат. Именно в северных иконостасах возникают и первые отдельно стоящие группы фигур, в которых можно отметить влияние «живоподобия» барочной формы.

При этом в Холмогорах мастера продолжают создавать традиционные киотные иконы, не обращая внимания на новые тенденции. Киотная скульптура изымается из местных рядов иконостасов, перемещается на стены и в ризницы. В однотипных образах холмогорских резчиков проявились приемы, определяющие своеобразие местного искусства, особенно ощутимое в использовании поморских орнаментов.

Традиционно художественное решение двух вологодских деревянных резных икон конца XVII века, «Никола Можайский» и «Святой Георгий». Эти образы, имеющие «иконописный» характер, подкупают непосредственностью и выразительностью. По иконографическим, художественным и техническим признакам (роспись цветными лаками по серебру) памятникам Русского музея близок резной образ Николы из Вологодского музея конца XVII века.

Рест. в 2014 в ГРМ А. В. Кондратьевой.

И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко.  «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад  // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 161.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Произведений художественной резьбы этой эпохи до нас дошло значительно меньше, нежели икон. Худшая сохранность деревянной скульптуры не в последнюю очередь связана с непростой историей ее бытования, в частности с борьбой против идолопоклонства, а в XVII веке — против “латинянства”.

В начале XVIII века, когда возник интерес к европейской скульптуре, резко изменилось отношение к старому искусству. Резные иконы были запрещены указами Синода 1722 года, при этом отмечалось, что резные образы не противны благочестию, однако не всегда исполнены с должным мастерством. После этих указов многие резные иконы и скульптуры были вывезены из храмов, переданы для освидетельствования в Синод, многие попали в кладовые или оказались утраченными.

В XVII веке, в связи с мощным московским влиянием на традиционные культурные региональные центры, в резьбе, так же как в иконописи и архитектуре, происходят процессы унификации формы. Возрастает роль водного пути в Архангельск. На Север приглашаются мастера из Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Новгорода. Не остаются без внимания и новые европейские веяния. Формируются два направления в резьбе: стилизация и натурализм, однако местные особенности характера и стиля не исчезают. Резное убранство северных храмов создавалось прежде всего руками местных мастеров. Основными заказчиками резных иконостасов и икон были крупные торговые центры: Вологда, Холмогоры, Великий Устюг, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий, Соловецкий монастыри, известные своими художественными традициями. В городах и монастырях Северного Поморья продолжали резать киотные иконы, небольшие образки и кресты.

И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко.  «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад  // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 161.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: