Святой Георгий
Скульптура. Новгород (?). XVI век, роспись — XVII век
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Круг основных сюжетов и образов северной деревянной скульптуры сформировался еще в XVI веке. Это в первую очередь киотные резные иконы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, святой Екатерины и святого Георгия. В XVI–XVII веках на Севере повсеместно строились тябловые иконостасы. По традиции, киотная скульптура размещалась в местном ряду. В середине — второй половине XVII века в крупных городах Русского Севера возводятся высокие многоярусные иконостасы, в которых наряду с орнаментальной резьбой появляются деревянные рельефные изображения. Они помещаются на створках врат и сени.
Традиционно художественное решение двух вологодских деревянных резных икон конца XVII века, «Никола Можайский» и «Святой Георгий». Эти образы, имеющие «иконописный» характер, подкупают непосредственностью и выразительностью. По иконографическим, художественным и техническим признакам (роспись цветными лаками по серебру) памятникам Русского музея близок резной образ Николы из Вологодского музея конца XVII века. И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 161.
Показать полный текстПроизведений художественной резьбы этой эпохи до нас дошло значительно меньше, нежели икон. Худшая сохранность деревянной скульптуры не в последнюю очередь связана с непростой историей ее бытования, в частности с борьбой против идолопоклонства, а в XVII веке — против «латинянства».
В начале XVIII века, когда возник интерес к европейской скульптуре, резко изменилось отношение к старому искусству. Резные иконы были запрещены указами Синода 1722 года, при этом отмечалось, что резные образы не противны благочестию, однако не всегда исполнены с должным мастерством. После этих указов многие резные иконы и скульптуры были вывезены из храмов, переданы для освидетельствования в Синод, многие попали в кладовые или оказались утраченными.
В XVII веке, в связи с мощным московским влиянием на традиционные культурные региональные центры, в резьбе, так же как в иконописи и архитектуре, происходят процессы унификации формы. Возрастает роль водного пути в Архангельск. На Север приглашаются мастера из Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Новгорода. Не остаются без внимания и новые европейские веяния. Формируются два направления в резьбе: стилизация и натурализм, однако местные особенности характера и стиля не исчезают. Резное убранство северных храмов создавалось прежде всего руками местных мастеров. Основными заказчиками резных иконостасов и икон были крупные торговые центры: Вологда, Холмогоры, Великий Устюг, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий, Соловецкий монастыри, известные своими художественными традициями. В городах и монастырях Северного Поморья продолжали резать киотные иконы, небольшие образки и кресты.
И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 161.