Коллекция Государственного Русского музея

Складень триптих с 36 образками в деревянной оправе

Конец ХVI – начало ХVII века


Трехстворчатый складень имеет очень необычную иконографию. Изображения резаны на костяных пластинках и вставлены в деревянную основу. Снаружи киот обтянут кожей. Золочение полей позднее, заходит на резные надписи над образками.

Средник складня собран из 20 иконок. Верхний ряд посвящен теме Боговоплощения: ≪Встреча у Золотых врат Иоакима и Анны≫, ≪Рождество Богородицы≫, ≪Введение во храм≫, ≪Благовещение≫ и ≪Сретение≫.

Второй ряд более сложный по сценарию: в центре помещено ≪Отечество≫, по сторонам которого две почитаемые иконы, ≪Богоматерь Смоленская≫ и ≪Спас Нерукотворный≫, и праздничные сцены ≪Крещение≫ и ≪Преображение≫.

В третьем ряду подобное построение: центральное место отводится композиции ≪София Премудрость Божия≫, с двух сторон ее сопровождают сцены Причащения вином и хлебом, праздники ≪Воскрешение Лазаря≫ и ≪Уверение Фомы≫ венчают этот ряд.

В четвертом регистре выделена сцена ≪Успение Богородицы≫. Ее окружают изображения: ≪Жены-мироносицы у Гроба Господня≫, ≪Троица Ветхозаветная≫, ≪Сошествие Святого Духа≫ и ≪Воздвижение креста≫.

Основной темой средника было прославление Богородицы как дома и храма Премудрости — Христа. Праздничные сцены, представленные в среднике, видимо, также имели свою программу.

На створках размещается по восемь образков. На левой створке: ≪Благовещение Захарии≫, ≪Рождество Иоанна Предтечи≫, ≪Усекновение главы Иоанна Предтечи≫, ≪Собор архистратигов Михаила и Гавриила≫; в третьем ряду — ≪Положение ризы Пресвятой Богородицы≫, ≪Положение пояса Пресвятой Богородицы≫; ниже —≪Чудо архистратига Михаила≫ и ≪Мученики кизические≫ (?). На правой створке лики святых: праотцы, пророки, святители, апостолы, мученики, мученицы, преподобные и князья.

Все композиции, кроме икон ≪Богоматерь Смоленская≫ и ≪Спас Нерукотворный≫, ― многофигурные и многоплановые. Каждый сюжет воспринимается как завершенная композиция, при этом сохраняется общая уравновешенность произведения. Резчик мастерски применяет различные варианты поворотов и ракурсов фигур. Характерна подробная проработка ликов, сложные разделки в одеяниях с многочисленными объемными складками. Образки ≪Богоматерь Смоленская≫ и ≪Спас Нерукотворный≫ выделены более крупной, объемной резьбой. Резчик внимательно ≪прописывает≫ черты ликов. Такая же тщательность сохраняется в трактовке отдельных персонажей в многофигурных композициях.

Отличительной особенностью изображений являются архитектурные формы, исполненные с невероятной подробностью и виртуозностью. Поражает и их разнообразие: башнеобразные здания, зубчатые закомары, арки, перспективные порталы, многочисленные окна круглой и прямоугольной формы, арочки, киоты, кивории. В композиции ≪Отечество≫ появляется сложной формы трон с выгнутой спинкой и изящными резными ножками.

Иконографическая программа памятника уникальна и заслуживает особого изучения. Можно отметить влияние новгородской традиции в изображениях ≪София Премудрость Божия≫ и ≪Крестовоздвижение≫. В стилистическом и художественном отношении резьба складня совершенна, а мелочность и точность разделки, изысканность форм и перспективных построений делают это произведение уникальным. Можно предположить, что на резчика оказала влияние эстетика строгановских икон.

Рест. в 2018 в ГРМ Ж. А. Максименко.

О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 31.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Складень состоит из тридцати шести иконок, вырезанных из моржовой кости. Костяные иконки вставлены в позолоченные рамки. По нижнему краю смонтирована деревянная полочка. С оборотной стороны складень обтянут кожей. По мнению научного сотрудника О.В. Клюкановой, на момент поступления в реставрацию киот складня не являлся первоначальным и был выполнен как экспозиционная рама при открытии выставки «Древлехранилище» в ГРМ в 1910-е годы.

Центральная створка была деформирована. По центру складня – вертикальная сквозная трещина-раскол с деформацией по краям. Многочисленные мелкие утраты грунта с позолотой и потертости. На костяных пластинах наблюдались пятна грибных поражений, следы «золотарного» лака, пятна воска, пылевые и жировые загрязнения. Кожаная обивка растрескалась, пересохла. Вертикальный разрыв кожи на центральной створке повторял сквозной раскол деревянной основы складня. Имелись утраты кожи и отверстия от гвоздей. Поверхность кожи была покрыта неравномерным слоем черной гуаши и сильно запылена.

Комплекс проведенных мероприятий:

Выполнена консервация деревянного обрамления. Сквозная вертикальная трещина законсервирована. Деформация нивелирована. С костяных пластин удалены видимые следы поражения грибами, следы лака, воска, клея и жировые загрязнения. Укреплены места отслоений позолоты с грунтом. Позолота промыта от загрязнений. В необходимых местах подведен реставрационный грунт. Выполнено золочение в пределах нижней планки обрамления и в пределах реставрационного восполнения полости вертикальной трещины-раскола. Проведена консервация кожи, которой обтянут складень.

Памятник приведен в экспозиционный вид.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 290.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: