Коллекция онлайн

Успение Богоматери

XVI век


Резана на тонкой пластине мамонтовой кости. Пластина прикреплена штырями к доске. В икону вставлены частицы мощей Василия Великого и Андрея Первозванного. Серебряные ковчежцы XIX в., покрывавшие мощи, удалены при реставрации.

Представлено "Успение Богоматери". Успение празднуется не только в память Богоматери, оно входит в число двунадесятых владычных праздников, так как над ложем усопшей Марии сын Божий в последний раз предстал перед учениками "не уподоблением, не смысленным видением", но "разрешащеся от телес своих", а апостолы встретились с основателем церкви.

"Успение" представлено в "облачном" иконографическом варианте, развившемся на основе апокрифических сказаний о смерти Богоматери. С разных концов земли на облаках слетаются апостолы. В нижней части иконы изображено ложе Марии, вокруг которого собрались ученики Христа. На первом плане – сцена отсечения ангелом рук Авфонии, пытавшегося опрокинуть ложе. У изголовья – Петр с кадилом, у ног – Павел. В овальном сиянии – Христос, держащий младенца – душу Марии. По сторонам его славы – святители в крестчатых ризах, за ними – плачущие жены Иерусалима. Над мандорлой Христа – возносимая ангелами Богоматерь в круглом сиянии. По сторонам ложа на первом плане – два ангела. Правый занес меч. Так изображался ангел-хранитель, поскольку "носит ангел Господень крестное ограждение, меч, душевное соблюдение, врагу оскудение". Надпись вязью над сиянием Христа: УСПЕНИЕ С(ВЯ)Т(Ы)И Б(ОГОРОДИ)ЦЫ ПРИСНОДЕВЫ МАРЕI.

В.К.Лаурина отнесла икону к произведениям московского искусства и отметила присутствие черт стиля Дионисия: удлиненность фигур, мягкость движений. Она предположила существование московского памятника живописи, послужившего образцом для резной иконы. Ею же отмечено наибольшее сходство композиции с иконой Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Однако же именно в Кирилло-Белозерском монастыре монастырские резчики на протяжении всего XVI в. сохраняли дионисиевский стиль. А описи монастыря отмечали резную икону-локотницу в Успенском соборе, называя ее деревянной. Возможно, "Успение" – еще один пямятник кирилловской резьбы XVI в. Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 310.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это „Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы“ (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и „Слово Иоанна епископа Солунского“ (списки известны с XIV века), а также „Слова“ Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру „Акафист Успению Богородицы“, который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: