Коллекция онлайн

Хорос

Новгород. Конец XV– начало XVI века


Паникадило в виде подвешенной на трех цепях чаши. Обод тулова орнаментирован, в просветах его отверстий три раза повторено изображение деисусного ряда. На пластинах дна изображены херувимы, окруженные спиралями "арабески". В треугольники деталей полусферы вписаны круги с крылатыми кентаврами, дополненные плетениями орнамента.

Цепи состоят из орнаментированных полос и медальонов с изображениями кентавров. Утрачена существенная деталь светильника – его свешники. Они крепились в пазах по борту чаши, в данном случае их было шесть. Свешник имел форму изогнутой ветви с листочками, с чашечкой и острием для крепления свечи.

Тонкая отливка мелкого плетеного орнамента имеет много дефектов – мест, где металл не заполнил форму. На основании изображения в "Русских древностях" (Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства.– VI.– СПб: 1899. – Ил. 203.), воспроизводящего эти дефекты, можно утверждать, что настоящее паникадило является так называемой "корсунской лампадой" из новгородского Софийского собора. Следовательно, именно этот памятник привлек внимание почитателей русских древностей еще в начале XIX в. и ему посвящено множество упоминаний. Любопытна запись 1804 г. в церковной Софийской описи, отражающая "корсунские" настроения духовенства: "Лампада большая, медная, греческая, сквозная, на верхнем обруче и вокруг образа резные херсонские". Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 343.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: