Коллекция онлайн

Хорос

Новгород. Конец XV– начало XVI века


Паникадило в виде подвешенной на трех цепях чаши. Обод тулова орнаментирован, в просветах его отверстий три раза повторено изображение деисусного ряда. На пластинах дна изображены херувимы, окруженные спиралями «арабески». В треугольники деталей полусферы вписаны круги с крылатыми кентаврами, дополненные плетениями орнамента.

Цепи состоят из орнаментированных полос и медальонов с изображениями кентавров. Утрачена существенная деталь светильника — его свешники. Они крепились в пазах по борту чаши, в данном случае их было шесть. Свешник имел форму изогнутой ветви с листочками, с чашечкой и острием для крепления свечи.

Тонкая отливка мелкого плетеного орнамента имеет много дефектов — мест, где металл не заполнил форму. На основании изображения в «Русских древностях» (Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. VI. СПб, 1899. Ил. 203.), воспроизводящего эти дефекты, можно утверждать, что настоящее паникадило является так называемой «корсунской лампадой» из новгородского Софийского собора. Следовательно, именно этот памятник привлек внимание почитателей русских древностей еще в начале XIX в. и ему посвящено множество упоминаний. Любопытна запись 1804 г. в церковной Софийской описи, отражающая «корсунские» настроения духовенства: «Лампада большая, медная, греческая, сквозная, на верхнем обруче и вокруг образа резные херсонские». Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 343.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: