Коллекция онлайн

Деталь хороса (пластина обруча с аркой врат; фигура орла с частью цепи для подвешивания)

Афон. Османский грек. XIV — начало XVII века. Фигура орла — Византия. XIV век; пластина обруча — конец XVI — начало XVII века

  • Бронза, литье, резьба. 52 × 96 × 3
  • ДРМ-3381

  • Пост. в 1897 из МАХ; ранее — в собрании П. И. Севастьянова

  • Происходит из монастыря Кутлумуш на Афоне

Фрагменты хороса, видимо, привезены П. И. Севастьяновым с Афона. В Академии художеств по ним была выполнена реконструкция.

Находящиеся в собрании детали – это фрагменты цепей, звено "обруча", двуглавый орел, четырехконечный ажурный крест. Деталь "обруча" – его двенадцатая часть – исполнена из толстой медной пластины со сверлеными и прорезными отверстиями. Она обрамлена зубчатым орнаментом, на поверхности крупно насечен рисунок. В центре – арочка или врата, по сторонам которых в сквозном плетении орнамента читаются фигуры драконов. Над арочкой – крест, на боковых прямоугольниках располагаются острия-свешники. Фигурка двуглавого орла является узлом, к которому крепились звенья хороса, цепи, а снизу подвешивались кандила.

Найденные в развале древнего храма на городище Вщиж, арочки, – видимо, звенья домонгольского хороса. Следует полагать, что домонгольская Русь была знакома с подобными осветительными устройствами, не только потому, что для строительства древнейших русских храмов приводились "мастеры от грек", но главным образом потому, что решение интерьера, закономерного в своих частях, требовало в центральном подкупольном пространстве (хоросе) большого и торжественного светильника, который бы соответствовал величию архитектуры и ее членениям. Автор аннотации в каталоге не указан  // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 340.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: