Коллекция онлайн

Пелена «Похвала Богоматери»

Москва. Между 1613 и 1631


На пелене представлена Богоматерь, сидящая на престоле, вокруг нее цветочная гирлянда, образующая вверху клеймо с изображением Спаса Эммануила. Одиннадцать пророков, держащих предметы, с которыми сравнивается Богоматерь в их пророчествах, окружают центральное изображение. Тема «Похвалы Богоматери» восходит к ветхозаветным пророчествам о воплощении Христа (см. ДРЖ-1834). Как и пелена «Богоматерь Печерская» (см. ДРТ-215), «Похвала Богоматери» была продана в музей известным коллекционером Н. Н. Черногубовым, который жил в Москве.

Произведение шито с мастерством по прекрасному рисунку, выполненному хорошим художником. Внизу, под центральным изображением — две фигуры в рост: преподобная Марфа и Михаил Малеин — святые, соименные царю Михаилу Федоровичу и его матери «великой старице» Марфе Ивановне.

После венчания Михаила Федоровича на царство (1613) его мать поселилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля, гда жила до самой смерти (1631) и управляла хозяйством не только в монастыре, но и во всем Кремле. Ею налажены были мастерские шитья, пришедшие в упадок после польско-литовского разорения 1612–1613 гг. В исследовании, посвященном Благовещенскому собору Московского Кремля, Н. А. Маясова отмечает, что в соборе была подвесная пелена с изображением «Похвалы Богоматери», которая значится в описях, и местонахождение ее неизвестно. Скорее всего, пелена из коллекции Русского музея и является вкладом царя и его матери в Благовещенский собор. Судя по описям, пелена Благовещенского собора была большого размера и фон ее был из красного атласа, как и у пелены из Русского музея. Временем создания пелены можно считать период пребывания Марфы Ивановны в Вознесенском монастыре — с 1613 по 1631 г. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 269.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: