Коллекция онлайн

Покровец. Распятие с предстоящими, апостолами и евангелистами

Москва. Вторая половина ХV века


Покровец ХV века — одно из лучших ранних произведений музейной коллекции — отличается красотой и тонкостью рисунка, гармоничностью колорита и особенностями иконографии. В среднике представлено Распятие с двумя предстоящими — Богоматерью и Иоанном Богословом. На красных полях — обращенные головами к центру поясные изображения восьми апостолов: Петра и Павла, Филиппа и Варфоломея, Андрея и Фомы, а также Якова и Симона. По углам полей — сидящие и пишущие евангелисты на фоне условной архитектуры. Людмила Лихачева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 270.

Покровец с изображением «Распятия» возлагался на потир (кубок для причастия) во время литургии. Потир и дискос (тарель на поддоне), после совершения проскомидии и поставления на дискос звездицы, покрывают последовательно малыми покровцами, а затем общим покровом-воздухом. Происхождение покровцов, символизирующих младенческие пелены Христа, древнее. Они играли и практическую роль: предохраняли Святые Дары в сосудах от мух, пыли, чего особенно много в жарких странах Востока. Такого типа покровцы возлагались на лики усопших преподобных (основателей монастырей) и святителей. Они также носят название сударей.

Покровец — одно из лучших ранних произведений из собрания Русского музея, тонко шитое в московской художественной мастерской XV в. Он обратил на себя внимание исследователей сразу после поступления в Русский музей, и уже в Отчетах музея за 1926 и 1927 гг. была опубликована статья Е. Лютера об этом памятнике. В Сергиево-Посадском музее хранится аналогичный покровец с изображением «Распятия, с апостолами на полях».

В среднике покровца на светло-желтом фоне представлен один из вариантов «Распятия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». На алом фоне полей — восемь апостолов: на верхнем поле — Петр и Павел, на боковых — Филипп, Варфоломей, Андрей и Фома, на нижнем — Яков и Симон. Поясные изображения апостолов обращены головами к центру, так как поля покровца должны были свисать, когда он возлагался на потир. В углах покровца — четыре пишущих евангелиста, представленных на светло-желтом фоне, аналогичном фону средника.

Покровец шит по прекрасному рисунку яркими разноцветными шелковыми нитями «в раскол» и относится к произведениям «живописного» шитья. Контуры фигур, детали архитектуры обведены сдвоенной золотной нитью, что характерно для шитья XV в. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 257.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: