Коллекция онлайн

Конец 1620-х - 1640-е годы, Москва

Богоматерь Знамение

Икона шитая. Царские мастерские. 1630


Изображение «Богоматери Знамение» восходит к древнехристианскому искусству. Композиция получила развитие на Руси и исторически связана с новгородской иконой XII в., по легенде, чудесным образом спасшей Новгород при осаде его суздальцами в 1170 г. На эту тему было создано несколько икон с изображением «Битвы новгородцев с суздальцами» (см. ДРЖ-2129). Чудотворная икона в настоящее время находится в Софийском соборе Новгорода, ранее хранилась в специально для нее построенном Знаменском соборе на Ильинской улице.

Шитая икона — повторение прославленной новгородской иконы. Такие шитые иконы, повторяющие наиболее почитаемые, были распространены на Руси. По художественному строю памятник близок произведениям, вышедшим из царицыной мастерской Евдокии Лукьяновны, жены царя Михаила Федоровича, первого из династии русских царей Романовых. Об этом говорит не только рисунок, но и виртуозная техника шитья, сходство особенно сказалось в шитье лика «атласным швом» с тонкими, легкими притенениями. Известно, что царь с царицей, находясь под влиянием своего духовника протопопа Максима, более других почитали новгородские святыни.

Шитая икона, исполненная, в основном, золотными нитями «в прикреп», украшена не только драгоценными камнями, жемчугом, которым обнизаны контуры, складки одежд, детали орнамента, буквы надписи, но и серебряными, позолоченными дробницами с монограммой Богоматери. Молитвенная надпись заканчивается датой: 7138 [1630].

Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 268.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Шитая икона «Богоматерь Знамение» — характерный образец лицевого шитья конца первой трети XVII века. Использование золотных и серебряных нитей, жемчуга и драгоценных камней, украшение средника серебряными позолоченными дробницами позволяют предполагать, что икона была создана в мастерской жены царя Михаила Федоровича Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

По мнению Н. А. Маясовой, знаменщиком (автором рисунка) пелены был иконник Иван Паисеин, упоминаемый в материалах дворцового делопроизводства первой половины XVII века. В реестре «светличных знаменных дел» за 1630 год сообщается, что в течение мая–июня мастера Иван Паисеин и Иван Гомулин подготовили рисунки для средника и кайм образа «Знамение»: первый выполнил «на олександрейской бумаге» изображение Богоматери, второй написал для полей тропарь и кондак. 19 июня Иван Паисеин «знаменил образ Знамения Богородицы на белой тафте» и готовился произвести «розцвет» красками на бумажном эскизе (Забелин, 1901. С. 724). Если приведенные в документе сведения действительно относятся к данной шитой иконе, то временем начала работы златошвей царицыной мастерской следует считать конец июня 1630 года. 

Образ Богоматери Воплощение (Знамение) часто воспроизводился в лицевом шитье. Его вышивали на литургических предметах ― покровцах, которыми покрывали причастный сосуд — потир.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 58.

Низанная жемчугом надпись в нижней части левой каймы содержит дату: ЛЕТА ЗРЛИ (7138=1630); литургический текст прочитывается по периметру, начиная с левого края верхней каймы: ЯКО НЕWБОРИМμЮ СТЭНУ IСТОЧНИКЪ ЧЮДЕСЪ СТЯЖАВЪШЕ ТЯ // РАБИ ТВОИ БОГОРОДИЦЕ ПРЕЧИСТАЯ СОПРОТИВНЫХЪ WПОЛЪЧЕНИЯ // НИЗЛАГАЕМЪ ТЭМЖЕ МОЛИМЪ ТЯ МИРЪ ГРАДУ ТВОЕМУ // ДАРУИ И ДУШАМЪ НАШИМЪ ВЕЛИЮ МИЛОСЬТЬ (тропарь службы Знамения Богородицы, глас 4-й).

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Русские древности. Из собрания Государственного Русского музея. Л.: «Аврора». 1988. с. 101


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: