Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Персей и Андромеда

Эскиз (?). Конец 1810-х

  • Холст, масло. 43,7 х 28,6
  • Ж-3361

  • Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца; ранее (до 1870) — собрание В. А. Кокорева, Москва


Особую группу составляют эскизы, как бы предназначенные для воспроизведения в больших композициях. К таковым, однако, Брюллов никогда не приступал. И это заставляет предполагать, что их осуществление и не входило в план «великого Карла», а сами наброски были, скорее, результатом спонтанного всплеска воображения, прилива вдохновения, сублимацией творческого порыва. Чаще всего в таких эскизах — экстремальные ситуации, неординарные эмоциональные состояния. Они оказывались для мастера своеобразными живописными упражнениями. К числу подобных экзерсисов относится небольшая ранняя картина «Персей и Андромеда» (Ж-3361), где античный миф трактуется в духе романтической взволнованности, или поздняя композиция «Смерть Лаокоона» (Ж-5098), замечательная своей экспрессией, богатейшей ритмической палитрой и перспективно-пластической разработкой. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 17.

Творческое наследие Брюллова включает множество эскизов и этюдов на мифологические и аллегорические сюжеты. По всей видимости, они были для художника не только способом зафиксировать некий замысел, но и своеобразными живописными упражнениями. К числу подобных произведений относится и небольшая картина «Персей и Андромеда». В ней античный миф о подвиге героя Персея, освободившего дочь эфиопского царя Андромеду от страшной участи быть жертвой морского чудовища, трактуется в романтическом духе.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

По предположению Э. Н. Ацаркиной литературным источником сюжета была изданная в Петербурге в 1807 году одноименная кантата Г. Р. Державина на успехи российского корпуса в сражении с французскими войсками при Прейсиш-Эйлау (26–27 января 1807).

В кантате Андромеда представляет Европу, которую отважно спасает гвардия российского императора Александра I в образе Персея от чудовища Наполеона.

В каталоге Русского музея 1898, 1899, 1901 и 1913 годов считалась изображением эпизода мифа об Орфее и Эвридике. Сюжет из древнегреческой мифологии. Сын Зевса и Данаи Персей — один из любимых героев античных мифов, совершивший многие подвиги. К числу его героических свершений относится и освобождение дочери эфиопского царя Кефея прекрасной Андромеды от участи жертвы морского чудовища. Андромеда стала женой героя. Э. Н. Ацаркина датирует картину «1817–1820» (Ацаркина. С. 326). Г. Н. Голдовский. Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 315.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: