Портрет великого князя Михаила Павловича
До 1826
- Холст, масло. 85 х 71
- Ж-4597
Пост в 1904 г. от Д. И. Толстого (дар)-
Сведения о реставрации:
Романова Н.Е. (2019)
Великий князь Михаил Павлович (1798—1849) — четвертый сын императора Павла I и его второй жены, императрицы Марии Федоровны. Со дня рождения имел звание генерал-фельдцейхмейстера, фактически вступил в управление Артиллерийским ведомством в 1819. С 1817 по 1819 совершил большое путешествие по России и Западной Европе. В 1820 основал Артиллерийское училище (бывшее Михайловское). С 1825 — генерал-инспектор по инженерной части, с 1831 — главный начальник Пажеского корпуса и всех сухопутных кадетских корпусов. Участник русско-турецкой войны 1828—1829 и польской кампании 1830—1831. Член Государственного Совета. Способствовал проведению ряда преобразований в армии. В 1844 — главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. С 1824 женат на своей двоюродной сестре Фредерике Шарлотте Марии, принцессе Вюртембергской (в православии — великая княгиня Елена Павловна).
Виктория Кадочникова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 320.
Изображен в мундире гвардейской артиллерии с орденом св. Андрея Первозванного (звезда). Портрет многократно повторялся автором. Идентичный портрет был в Романовской галерее Зимнего дворца, вариант 1821 — в ГМЗ "Павловск". Гравирован А. Раймбахом и Р. Курятниковым.
Публикация о реставрации картины на сайте Службы реставрации Русского музея
Состояние сохранности до реставрации:
Основанием для реставрации послужил не экспозиционный вид картины – живописная поверхность была закрыта толстым слоем желтого лака. Кроме того, на фоне имелись значительные грубые поздние прописки, сильно отличающиеся по цвету и тону от авторской живописи.
Портрет в разное время неоднократно подвергался реставрации. Он был сдублирован на новый холст, авторские края были обрезаны по размеру подрамника, кромки отсутствовали.
Комплекс проведенных мероприятий:
Исследования под микроскопом позволили обнаружить под слоем записей вдоль левой кромки следы загиба и гвоздевые отверстия. Это говорило о том, что при дублировании кромка была разогнута и размер полотна был увеличен, после чего края перегрунтовали и переписали. В процессе удаления позднего темного лака и записей вдоль краев была обнаружена поздняя масляная перемастиковка, широко перекрывающая авторскую живопись. Удаление наслоений на пробном участке показало, что под ней находится авторский красочный слой в удовлетворительном состоянии. Вторым этапом расчистки стало удаление перемастиковки по всему периметру, что позволило открыть значительную часть авторской живописи.
По завершению всех работ по удалению записей и слоев потемневшего лака, места утрат красочного слоя и грунта были восполнены реставрационным грунтом. Выполнены реставрационные тонировки.
После удаления поздних наслоений не только раскрылся авторский колорит, но и хорошо стал виден авторский мазок, сделанный на просвет к нижележащему слою – прием, очень характерный для Джорджа Доу.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 105.