Коллекция онлайн

1716, Штутгарт – 1749, Санкт-Петербург

Портрет великого князя Петра Федоровича

Повторение портрета 1743 г., находящегося в ГТГ. 1740-е (?)


Петр III (Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский; 21 февраля 1728, Киль − 6/17 июля 1762, Ропша) − сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны. В 1742 привезен в Петербург как наследник престола. Приняв православие, получил имя Петра Федоровича. В 1745 вступил в брак с Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, будущей Екатериной II. С 1761 российский император, первый представитель Голштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота (1762), возведшего на престол его жену, Екатерину II. Умер в Ропшинском дворце при невыясненных обстоятельствах.

Царствовал с 25 декабря 1761 / 5 января 1762 по 28 июня / 9 июля 1762.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.

Изображен в мундире офицера Кирасирских полков с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест).
Стилистическое и технологическое исследования позволяют предположить, что портрет мог быть написан другим художником, а закончен или "отделан" самим Гроотом.
Повторение портрета 1743 года (ГТГ).

О реставрации портрета на сайте службы реставрации музейных ценностей

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В Русский музей портрет поступил в 1910 году от С.П.Дягилева (1872-1929). При поступлении работы в реставрационную мастерскую, прежде всего, было проведено всестороннее технологическое и химико-биологическое исследование, выполнены съемки в инфракрасной и в ультрафиолетовой областях спектра. Сделано рентгенографирование с целью выявления авторских изменений и скрытых утрат. Желтый лак, записи и загрязнения значительно искажали авторский колорит. Поверхность живописи была покрыта сеткой разнохарактерного кракелюра. По всему периметру вдоль краев имелись следы изломов, по которым образовались точечные выкрошки красочного слоя до грунта; крупные утраты до холста возникли вдоль нижнего края и по углам; по всей поверхности картины имелись участки точечных выпадов по кракелюру.

Комплекс проведенных мероприятий:

Прежде всего был выполнен комплекс консервационных мероприятий, направленный на укрепление красочного слоя и укладку кракелюра и изломов. С поверхности живописи удалены въевшиеся загрязнения. Кромки усилены дублированием.

В процессе живописной части реставрации по всей поверхности был утоньшен и выровнен желтый лак. Твердые старые записи сначала размягчались методом Петтенкофера и сразу же мягко срезались глазным скальпелем. Поверхность красочного слоя под записью обрабатывалась специально подобранной эмульсией для утоньшения лежащего там лака и выравнивалась с общим тонким уровнем оставшейся лаковой пленки. Работа проводилась под контролем видимой люминесценции поверхности в УФ лучах. Многочисленные утраты красочного слоя и грунта были заполнены реставрационным грунтом. В завершение выполнены тонировки по предварительно нанесенной пленке реставрационного лака. После реставрации живопись обрела задуманное автором холодное звучание, восстановлена цветовая целостность изображения.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 69.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: