Коллекция онлайн

1866, Гродно – 1924, Париж

Портрет С. П. Дягилева с няней

1906

  • Холст, масло. 161 x 116
  • Ж-2117

  • Пост. в 1923 из Экспертной комиссии Наркомвнешторга. Петроград


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней» признан вершиной портретного творчества Льва Бакста. Он был окончен в 1906 году, когда к завершению подошел петербургский период дягилевской деятельности, такой яркий, напряженный, исполненный взлетов и падений. Среди богатой художественной иконографии этого грозного «диктатора от искусства», нет ни одного портрета, в котором он, весь сотканный из чрезвычайно острых противоречий, оказался бы так верно понятым. Бакст проник в сущность своего персонажа, словно собрав воедино все грани его многомерной натуры, создал сложнейший образ необычайно деликатными изобразительными приемами — методом полунамеков, полуакцентов.

В самой постановке великолепной фигуры Дягилева, в «позе уверенной, дерзкой, обдумывающей и решительной» соединились покой и порывистость. Добужинский писал: «во всей его повадке и манере разговаривать была какая-то барская леность, и в то же время я всегда видел его куда-то спешащим».

Изобразив Сергея Павловича у самого края холста в «пол-оборота» Бакст позволяет нам насладиться лицезрением элегантной внешности портретируемого, а с другой стороны — приоткрывает пространство дальнего плана и дает возможность рассмотреть интерьер петербургской квартиры. Там, в глубине освещенного кабинета можно увидеть мольберт и картины на стене, что сразу вызывает цепь ассоциаций: за плечами Дягилева — «Мир искусства», историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце, а он, словно выступивший на авансцену, рвется к новой деятельности, его ждут зарубежные театральные триумфы. Как будто влекомый временем-судьбой отодвинулся темно-синий, почти черный занавес, на котором особенно выразительным кажется обращенное к зрителю чувственное, на первый взгляд, высокомерное лицо «светского денди», «надменного виконта», «чаровника и шармера». Но сквозь маску монументальности и несокрушимой крепости, можно углядеть живые человеческие черты: в уголках жестко-очерченных губ — не то улыбку, не то игру нервов нежности, а в глазах — святую грусть, доброту и, как отмечал Серж Лифарь, неожиданную сентиментальность. Интимная нота образа усилена присутствием в портрете преданной своему питомцу старушки-няни Авдотьи. Она тонкой ниточкой памяти соединяет два далеких берега стремительного потока дягилевской жизни: счастливое детство в Перми и блистательное будущее в Париже. Между ними — 15 лет петербургской жизни.

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев приехал в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно обучаясь музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Благодаря своему двоюродному брату Дмитрию Философову, он попал в кружок молодых интеллектуалов, называвших себя «невскими пиквикианцами» и, в дальнейшем, составивших ядро одного из самых значимых в русской культуре XX века творческого объединения «Мир искусства». На выставке представлен портрет бесспорного лидера кружка — Александра Бенуа, выполненный, так же, как и «Портрет Дягилева с няней», художником Леоном Бакстом.

Е. В. Амфилохиева, Е. В. Станкевич и Н. А. Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке «Дягилев. Начало». 2009





1906 год, возможно на волне подъема самосознания русских людей, бурных символистских поисков в искусстве, выдался для Бакста удачным, особенно насыщенным и разнообразным по своим задачам, стилистике, жанрам и техникам.

Художник работал над дизайном двух крупных художественных выставок в Петербурге и Париже, его труды были высоко оценены современниками. В ноябре Бакст принял на себя миссию педагога в школе Е. Н. Званцевой.

В начале года был закончен «Портрет С. П. Дягилева с няней». Экспрессивная композиция, на первый взгляд динамичная и неуравновешенная, выявляет в изображенном деятельную натуру. Его фигура помещена в интерьер квартиры, где находилась редакция журнала «Мир искусства». Чуть надменно откинута голова с эффектной седой прядью, значительно лицо с печальными и слегка насмешливыми глазами. Туго накрахмаленный воротник, подпирающий подбородок, подчеркивает холеную барственность лица. Человек остановился, спокойно положив руки в карманы брюк. Его фигура в элегантно-небрежно распахнутом пиджаке полна властности и внутренней энергии. Ее приближение к первому плану монументализирует образ. Лаконичное письмо, выразительный силуэт «укрупняют» его. Колористическая гармония полотна воспринимается как отражение атмосферы высокоинтеллектуальных интересов, царящих в доме. Изображение в глубине зала старушки-няни в простой и удобной одежде, ее спокойная поза вносят в образ мягкость, ноты задушевности, ощущение домашнего тепла. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 13.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

«Портрет С. П. Дягилева с няней» является, пожалуй, лучшим изображением этого знаменитого деятеля, близкого друга художника. Несколько горделивая поза, чуть приподнятые брови, оценивающий взгляд выдают в Дягилеве личность самоуверенную и авторитарную. Примостившаяся в углу комнаты фигура няни, столь типичная для русского дворянского быта, служит своеобразным контрастом фигуре Дягилева и тем самым помогает художнику глубже раскрыть характер этого незаурядного человека, недавнего провинциала, сумевшего впоследствии благодаря энергии и таланту стать известнейшим импресарио Европы.

Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) — театральный и художественный деятель, издатель, критик. Издатель и, совместно с А. Н. Бенуа, редактор журнала «Мир искусства» (1898–1904). Организовывал в Париже «Русские исторические концерты» (1907), явившиеся началом приобщения Запада к русской музыке; спектакли русской оперы и русского балета (Русские сезоны; 1908–1929); в 1911 — труппу «Русский балет Сергея Дягилева» (начала выступления в 1913 и существовала до 1929). Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 254.

Характерный для своего времени обстановочный портрет. В облике резко повернувшегося к зрителю человека ощущается большое внутреннее напряжение. Лицо, поза, жест выдают в нем ум, волю, энергию, чувство собственного достоинства и значительную долю высокомерия. К этому моменту Бакста и Дягилева связывала пятнадцатилетняя дружба. Художник восхищался начинаниями Дягилева, его деловитостью и находчивостью, но не терпел его диктаторских замашек, чванства и грубости. Сложность отношений живописца и модели сказалась в характере произведения. Портрет был начат в апреле 1904 года в Петербурге. В письме жене, Л. П. Бакст, художник сообщал, что Дягилев «отвратительно позировал, ломался и просил, чтобы я сделал его красивее». Следующие сеансы проходили летом в Финляндии, в местечке Салмела, где дописывались голова и часть фигуры. С отъездом Дягилева в Москву сеансы прекратились. Заканчивался холст в начале 1906 года в Петербурге. Тогда-то и появились интерьер квартиры Дягилева и фигура няни на заднем плане. Изображение спокойно сидящей в кресле старой крестьянки контрастно подчеркивало сущность преуспевающего во многих начинаниях хозяина. (В. Кн.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 78.


Рекомендуем




 

«Дягилев. Начало».
Видеофильм из цикла генерального директора Русского музея В. А. Гусева «Век Русского музея» (2009)

 

«Выхолить русскую живопись, вычистить ее...» 
Лекция И. А. Доронченкова. Центр мультимедиа, 2019.

 

«Париж Сергея Дягилева»
Документальный фильм (Канал «Культура», 2010).


 

«Мир искусства Сергея Дягилева. Гражданин Перми»
2007


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: