Коллекция онлайн

1775, Москва – 12.07.1848, Санкт-Петербург

Сретение Господне

Не позднее начала 1810


Праздник Сретения относится к числу Великих (Двунадесятых) и отмечается Православной Церковью 2/15 февраля.

В основу композиции положен текст Евангелия от Луки, повествующий о встрече (сретении) в храме младенца Иисуса праведными Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной, что было связано с ветхозаветным законом о посвящении всех первенцев мужского пола Господу, данным еврейскому народу через Моисея и свято соблюдавшимся всеми благочестивыми иудеями (Исх. 13, 2; 22, 29). Эта встреча ознаменовала собой свершение пророческих предсказаний о грядущем явлении Мессии — искупителя мира.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, / Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; / И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня»Лк. 2, 22–38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 81.

Из прошения Андрея Иванова, которое рассматривалось Советом Академии 27 января 1812 года, следует, что для „церкви Казанския Богоматери“ им было написано в 1804–1811 десять образов, в том числе „Сретение Господне“ и „Крещение Спасителя“. Согласно описи работ, представленной Советом ИАХ в Комиссию о построении Казанской церкви 30 апреля 1810 года, „Сретение“ могло быть написано не позднее этого времени, а „Крещение Спасителя“ – во второй половине 1810 – первой половине 1811 года: освящение собора состоялось 15 сентября 1811 года. Как и многие другие произведения начала XIX века, создаваемые для строившихся в Петербурге соборов и церквей, картоны Андрея Иванова еще очень близки к традиционным произведениям исторического жанра. Однако, изначально предназначенные для определенного места в иконостасе, они органично включились в стилистику храмового интерьера. Светлана Моисеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С.  105.

На обороте надпись: Андрея Иванова и мелом: № 31


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: