Взятие Богоматери на небо
Середина XVIII века
- Холст, масло. 87,5 х 52
- Ж-7921
Пост. в 1964 от М. М. Карелина-
Сведения о реставрации:
Романова Н. Е. (2019–2020)
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Поступила в Русский музей в 1964 вместе с эскизом «Рождество Христово». Обе картины были приобретены за триста рублей. В каталогах Русского музея не упоминалась. Предположение об авторстве И. И. Бельского было впервые высказано в 2016 году С. В. Моисеевой. Проведенные в ГРМ в 2019 году технологические исследования произведения позволили причислить его к эталонным работам художника. Картина имеет поздние записи и правки. Сопоставление этого произведения с большой композицией «Взятие Богоматери на небо» 1779 года и с «Рождеством Христовым» позволяет датировать произведение приблизительно тем же временем – 1770-ми – 1780-ми годами.
(Светлана Моисеева. Художники Бельские/Альманах. Вып. 570. СПб: Palace Editions, 2019. С. 24)
Состояние сохранности до реставрации:
При поступлении в реставрацию картина имела сильную деформацию основы, связанную со старой некачественной дублировкой. В верхней части, где находится основной смысловой и композиционный центр картины, располагался плохо заделанный прорыв авторской основы. Многочисленные поновления живописи и поздние перегрунтовки создавали неровности поверхности, делали ее бугристой. Значительные записи скрывали часть авторского изображения, меняли композицию центральной группы. Толстые слои неравномерного желтого лака полностью нарушали авторский колорит картины.
Комплекс проведенных мероприятий:
Был выполнен полный комплекс технической реставрации, включающий в себя передублирование основы на новый холст. Раскрытие авторской живописи от поздних слоев записей и желтого лака не только вернули произведению авторский колорит и звучание, но и открыли многие детали изображения. В частности, справа от изображения Богоматери раскрылись фигурки ангелов, изменился рисунок руки Богоматери.
Изучение под микроскопом сохранившихся по краям старого прорыва фрагментов авторской живописи и сравнение с аналогами, позволило выполнить реконструктивные тонировки.
В результате раскрытия и реконструкции центральная группа приобрела то композиционное решение, которое было задумано автором, но было изменено позже, в течении долгой жизни картины.
Результатом реставрации стало приведение картины в стабильное техническое состояние и обеспечение сохранности на долгие годы. Удаление поздних записей предоставило возможность более точного понимания стилистических особенностей живописи Ивана Бельского для сопоставления с эталонными произведениями, что крайне важно для дальнейшей атрибуции произведения и изучения творчества художника.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 113.