Коллекция онлайн

1815, Москва – 1852, Петербург

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

Около 1851

  • Холст, масло. 56 x 76
  • Ж-4521

  • Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца; ранее (до 1870 в собр. В.А.Кокорева (Москва)


В «Описании картин и эскизов Павла Федотова» автор пишет: «"Женитьба майора". Оконченная картина. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка замывает гостей». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 164.

«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. 

Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме. Остальные персонажи картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Таким образом создается своего рода "композиция движения". Сам метод группировки действующих лиц является новым для русской жанровой живописи приемом. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Федотов переработал повторение своей картины. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение — знаменитая "Рацея". Картина говорит:

«О том, как люди на свете живут,
 Как иные на чужой счет живут,
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся».

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык:

Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка». 

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Год создания: 2002 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 26:00

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины. Он известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни "бедных людей": горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан, создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: