Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руке
Вторая половина 1740-х (?)
- Холст, масло. 161 х 117
- Ж-5346
Пост.: 1930 из ГЭ-
Сведения о реставрации:
Клёнова О.Ю. (2016)
Екатерина II Алексеевна (1729–1796) - урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745-го. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещенного абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) ужесточила режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.
Изображена с орденом святой Екатерины Большого креста (лента, крест и звезда).
В Каталоге 1980; Гроот Г.-К. Стилистическое и технологическое исследования заставляют усомниться в авторстве Г.-К. Гроота. Вероятно, это – копия с портрета великой княгини Екатерины Алексеевны работы Гроота.
Состояние сохранности до реставрации:
Портрет изначально был написан в меньшем размере, но в процессе бытования претерпел изменение формата в большую сторону, был надставлен с четырех сторон прописанными полосами различной ширины. Возможным объяснением изменения формата может послужить тот факт, что картина какое-то время существовала, как парная к портрету Великого Князя Петра Федоровича и экспонировалась с ним в объединенной раме. Сохранилась фотография 1905 года с Таврической выставки.
При поступлении в реставрацию живопись была поражена жестким приподнятым кракелюром и изломами. Многочисленные записи были выполнены тонально к потемневшему лаку. Живопись на надставках имела сильный блеск и диссонировала с автором. На поверхности выделялись записи, перекрывающие старые грубо заделанные прорывы. Изображение окружающего фигуру антуража скрадывалось темными прописками и лаками, плохо читалось.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации были проведены консервационные мероприятия, включающие укрепление красочного слоя, устранение деформаций, удаление загрязнений и дублирование кромок. Слои потемневшего реставрационного лака и поздние записи были удалены. Раскрывшиеся после расчистки прорывы перезаделаны с применением современных методик. На надставленных участках был устранен поверхностный блеск и откорректирован живописный слой согласно авторскому цвету и композиции. Наиболее сложными участками, связанными с реконструктивным дополнением живописи, были изображение платья и мантии в нижней части картины, где необходимо было не только уточнить цветовое решение, но и откорректировать декор и складки.
Таким образом оригинальный портрет был объединен с поздними надставками, и предстал как цельный памятник с историческими изменениями.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 68.