Коллекция онлайн

1716, Штутгарт – 1749, Санкт-Петербург

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

1740-е (?)


Великая княгиня Екатерина Алексеевна – немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (21 апреля/2 мая 1729, Штеттин — 6/17 ноября 1796, Санкт-Петербург), с 1762 – российская императрица Екатерина II Великая. Дочь принца Христиана Августа Цербст-Дорнбургского и Иоганны Елизаветы, принцессы Голштейн-Готторпской. С 1742 супруга великого князя Петра Федоровича. Пришла к власти в 1762 в результате дворцового переворота. Царствовала с 28 июня /9 июля 1762 по 6/17 ноября 1796.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013.

Изображена с орденом святой Екатерины Большого креста (лента и звезда).

В Каталоге 1980 не датирован. Датируется по покрою платья и форме прически. Л. А. Маркина и А. В. Селиванов считают, что этот портрет – копия с оригинала Г.-К. Гроота 

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Ослабление натяжения холста из-за ветхих кромок привело к провисанию и появлению значительных деформаций основы. По периметру появились жесткие изломы по отпечаткам планок подрамника. Жесткий грунтовый кракелюр с приподнятыми краями провоцировал появление осыпей. Старые реставрационные мастиковки лежали выше уровня авторской живописи и создавали неровность поверхности. Связь красочного слоя и грунта с основой была нарушена, в результате чего появились многочисленные утраты красочного слоя, особенно по краям. Лаковая пленка потемнела и потеряла прозрачность из-за разложения, это затрудняло восприятие изображения.

Комплекс проведенных мероприятий:

Было проведено глубинное укрепление красочного слоя и грунта, которое позволило восстановить связь между всеми слоями картины, а также устранить деформации, уложить изломы и кракелюр в плоскость. Прорывы основы были заделаны. Для того, чтобы осуществить достаточное натяжение холста, по периметру на картину были подведены реставрационные кромки. Картина натянута на подрамник, удалены поверхностные загрязнения с живописи. Утоньшение и выравнивание лаковой пленки позволило вернуть картине авторский колорит, параллельно были удалены поздние записи. Старые реставрационные мастиковки, лежащие выше уровня авторского слоя, были выровнены, а в места утрат положен реставрационный грунт. На завершающем этапе красочный слой покрыт защитной пленкой лака и выполнены реставрационные тонировки.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 70-71.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: