Коллекция онлайн

Неизвестный художник
(И. Я. Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений)

Сошествие Святого Духа

1755-1756

  • Холст, масло. 56,5 x 77,5 (фигурного очертания)
  • ЖБ-865

  • Пост. в 1933 из Троицкого собора на площади Революции через Государственный Эрмитаж


СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ

Сюжет связан с одним из главных праздников христианской церкви – днем Святой Троицы (Пятидесятница), празднуемым на 50-й день по Пасхе в воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов.

„При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать“. Деян. 2, 1–22. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 361.

Судя по сохранившейся гравюре, иконы располагались во втором ряду трехъярусного иконостаса, сооруженного в храме, заново отстроенном после пожара 1750 года. Поручение написать „в новопостроенную Троицкого собору деревянную церковь“ иконы, „каковы в новом Летнем Ея Императорского Величества доме в церкви имеются“, было дано Канцелярией от строений И. Я. Вишнякову „с командою“ 5 января 1755. Собор был освящен 1 июня 1756, но, по свидетельству документов, Вишняков писал иконы для собора и в августе того же года. Определяющая роль И. Я. Вишнякова (1699–1761), одного из крупнейших русских портретистов середины XVIII века и руководителя живописной команды Канцелярии от строений, в создании икон центрального иконостаса несомненна, однако произведения не обнаруживают единства стилистики. Это позволяет предположить участие в работе и других подведомственных Вишнякову живописных мастеров, писавших исторические картины, иконы, портреты и украшавших дворцы Петербурга и пригородов. Произведения из Троицкой церкви – пока единственные опознанные образцы монументального творчества Вишнякова и его команды. Их трудно назвать иконами в полном смысле этого слова. Они могут служить характерным примером того типа иконного изображения, который складывается в искусстве Петербурга первой половины XVIII столетия и в котором канонический сюжет трактуется и воспринимается и как икона, и как историческая или аллегорическая картина. Светлана Моисеева. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: