Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (С обелиском „Румянцева победам“ на фоне)
Конец 1800-х — начало 1810-х
- Холст, масло. 99 х 68
- Ж-5008
Пост. в 1908 в дар от великой княгини Елизаветы Федоровны (Москва); ранее — в собр. великого князя Сергея Александровича (Москва); ранее (с 1899 (1900?) — у апраксинодворского торговца Кузнецова (Санкт-Петербург); ранее (с 1844) — у князя М. С. Воронцова (Санкт-Петербург); ранее (в 1837) — у князя А. Н. Голицына (Санкт-Петербург); ранее (с 1826) — у графа С. П. Румянцева (Санкт-Петербург); ранее (в начале XIX в.) — у графа Н. П. Румянцева (Санкт-Петербург)
Новое понимание задач портретного жанра, отличающее Боровиковского от предшественников, знаменует «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» — первый пример камерного толкования образа государыни. Художник представил Екатерину Великую «по-домашнему», в салопе и чепце. Немолодая барыня, «казанская помещица», как любила называть себя императрица, неспешно прогуливается по аллеям Царскосельского парка, опираясь на трость. Рядом с ней — преданная собачка, английская левретка.
Из мемуаров князя Александра Голицына известно, что Екатерина не позировала художнику. Он мог видеть ее во время прогулок и на выходах во дворце. Но этого оказалось недостаточно. Поэтому лицо императрицы лишено индивидуальных черт и мало похоже на ее канонические изображения. Для портрета художнику в платье императрицы позировала ее любимая комнатная прислуга (камерфрау) Марья Перекусихина. Портрет не понравился государыне, но тем не менее получил широкое распространение в повторениях и копиях. Екатерина Великая в стране и мире. СПб, 2017. С. 35.
Первоначальный вариант (с Чесменской колонной на фоне) 1794 — в ГТГ. Портрет гравирован Н. И. Уткиным (1827).
Екатерина II (Великая; 1729–1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещённого абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768–1774; 1787–1792) и Швецией (1788–1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге «Династия Романовых». 2017. С. 229.
Показать полный текстВ конце 1800 — начале 1810-х Владимир Боровиковский пишет «Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке». Это — особая глава в «истории искусства про собак». Есть два авторских варианта упомянутого портрета. Третьяковской галерее принадлежит портрет, в котором императрица изображена на фоне Чесменской колонны (1794), в русскомузейном варианте — Кагульского (Румянцевского) обелиска. Важен не столько антураж (оба памятника символизируют победы русского оружия екатерининской эпохи), сколько сам дух портрета. Это портрет концептуально не парадный, чем отличается от череды портретных образов предшествующих десятилетий, в которых императрица представала «во славе» — Победительницей, Законодательницей, Просветительницей и так далее. В портрете Боровиковского она — ревнительница частной жизни, прогулок на природе, естественных эмоций, уединенных размышлений. Разумеется, не совсем так — обелиск напоминает о государственных победах, но в целом камерная нота звучит вполне отчетливо. Да и портрет был не государственным, а сугубо частным заказом: кружка Николая Александровича Львова, архитектора-палладианца, разностороннего ученого, выдающегося деятеля Русского Просвещения. Николай Львов, наравне с Михаилом Муравьевым, Николаем Карамзиным, молодым Василием Жуковским привнесли в русскую культуру сентиментализм, явление универсальное, проявившее себя в самых разных областях — от философствования до поведенческого рисунка.
Идеализация жизни на лоне природы, благотворно влиявшей на «покрой души» (выражение Анатолия Эфроса) проникает на все уровни портретного образа. Естественно, культ чувствительности не был бы передан в должной мере без изображения собаки. Это — комнатная левретка, «самая миниатюрная и темпераментная представительница клана борзых». Императрица уделяла левреткам немалое место в своих эпистолиях («...если было когда-то на свете существо, имевшее право на речь, то это, без сомнения, Том Андерсон», — писала она о родоначальнике своих комнатных левреток). Они окрашивали ее частную жизнь: собака — спутник прогулок, поверенный в переживаниях, воображаемый собеседник. Однако левретка, изображенная художником, — не просто исторический момент: знак привязанности именно к данной породе. Это знак сентиментализма как мироощущения. Укрепляется традиция: императорские и аристократические портреты создаются «с участием собак». Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 13.
Екатерина II, не устававшая подчеркивать свою преемственность от владельца Лизетты (Петр Великий был владельцем двух собак: Тирана, кобеля датской породы булленбейсер, и Лизетты, подаренной царю Меншиковым), учредила ритуал владения собакой-левреткой. Для нее статус владелицы левретки был важен в том числе и с политической точки зрения. Приняв самца левретки в подарок от доктора Тома Андерсона, Екатерина II подчеркнула свою англоманию как раз в 1770 году — в разгар первой турецкой войны, будучи заинтересованной в поддержке Британии. <…>
Многочисленных потомков Тома Андерсена императрица раздавала придворным вместе с пожеланием разбивать английские парки и строить готические замки. Именно Екатерина II учредила первое из царскосельских кладбищ августейших животных у гранитной пирамиды за Большим прудом.
К тому времени любовь к домашней собаке стала частью европейской культуры, и Екатерина II это чутко уловила. От Тома Андерсона происходила и знаменитая любимица императрицы — левретка Земира (1778–1785), названная в честь героини популярной оперы. Ее образ запечатлен Владимиром Боровиковским на картине «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (ГТГ, авторское повторение ГРМ, 1800–1810), программа которой была придумана в 1794 году кружком Николая Львова. Сергей Кузнецов. Аристократические собаки // Жизнь замечательных собак. СПб. с. 26-27.